Согд, Согдиана, Сугул

Согд, Согдиана, Сугул названия древней исторической области в бассейне рек Зарафшан и Кашкадарья. Самым большим городом области во все времена была Мараканда (Самарканд). В IV - VI вв до н.э. Согд входил в империю Ахеменидов и упоминался в знаменитой Бехистунской надписи Дария Великого, как девятнадцатая сатрапия Персидского царства. Земли Согда находились к северу от Бактрии и занимали территории нынешних Узбекистана (без Хорезма) и Таджикистана (кроме Памира).

Для Персии Согд всегда был богатой сатрапией, поэтому его население вносило значительные налоги серебром, присылало драгоценные камни, предоставляло воинские контингенты для армии.

В 329-328 годах население Согда, поднятое Спитаменом, оказало серьезное сопротивление армии Александра македонского, по сути,  развязав партизанскую войну.

После захвата территории, Александр объединил Согд и Бактрию в одну сатрапию, которая позже стала ядром Греко-бактрийского царства, основанного Диодотом и просуществовала до II в. до н.э.

Познее земли Согда последовательно переходили в руки, сначала Кушанского царства (II- I вв. н.э.), затем Эфталитов ( IV –V вв. н.э.), Тюркского каганата (VI- VII вв. н.э.), а в начале VIII века власть в Согде захватили пришедшие арабы.

Начиная с правления Кушан до покорения земель Арабским халифатом, завоеватели практически не вмешивались во внутренние дела Согда. В это время область состояла из множества разрозненных княжеств, важнейшим из которых, стало Самаркандское.

К началу средневековья Согд играет все большую роль в экономической и культурной жизни Средней Азии. Так доподлинно известно, что местные купцы держали в руках международную торговлю шелком в регионе, а о высоком уровне культуры и искусства в Согдиане, кроме письменных источников того времени свидетельствуют раскопки древних построек: Афрасиаба, городищ в Варахше, Пенджикенте и на горе Муг. Эти архиологические экспедиции явили миру великолепные дворцы, храмы, жилые дома и погребальные некрополи. Найденные там образцы настенной росписи, резного дерева, глинянных изделий, многочисленных предметов домашней утвари и письменных документов, имеют огромное научное значение.

В V- VIII веках в Согде начался бурный рост городов, построенных по одному образцу. Основу их составляла внутренняя цитадель, за стенами размещался собственно город – «шахристан», а за его пределами располагались торговые пригороды – «рабады», за которыми начинались городские кладбища – некрополи, украшенные мавзолеями и усыпальницами городской знати. Дома и дворцы средневековой знати нередко имели два и более этажей и богато украшались сюжетной живописью, а также резьбой по дереву, ганчу и алебастру.

Важнейшими видами декоративно - прикладного искусства Согда того времени, являлись: неполивная керамика с выполненными на ней штампованными или налепными орнаментами и изображениями, изделия и ювелирные украшения из серебра, художественные ткани, ковры. Все это отражало связь Согдианы с искусством древних тюркских племен Персии, Китая, Индии и Византии.

.