Традиции национального костюма

С незапамятных времен народный костюм жителей Казахстана является уникальным проявлением материальной культуры нации, создававшейся в тяжелых условиях кочевой жизни в степях с их знойным летом, пронизывающими ветрами, морозными зимами. В нем, как в зеркале, нашли свое отражение эстетические идеалы народа, его представление о прекрасном. Именно его колорит и яркая самобытность сыграли огромную роль в утверждении этнического самосознания народа.

Национальный костюм казахов прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды степняков-кочевников, приспособлен к защите от холода, зноя и постоянных ветров. Отличается благородной нарядностью, которая достигается отделкой мехом, вышивкой, инкрустацией и др. Ему присуща общность форм для всех слоев населения с небольшими поправками на возраст, пол и социальный статус.

Традиционными материалами для национального костюма, всегда были кожа, мех, тонкий войлок, шекпен - домотканое сукно из верблюжьей, или бараньей шерсти. Все то, что постоянно было под рукой у людей испокон веку занимающихся отгонным скотоводством. Особенно ценились шкуры и меха пушных зверей, добываемых на охоте. Из шкур шили шубы – «тон», а из меха -полушубки «шаш», а так же нагольные тулупы, безрукавки, головные уборы, зимние шаровары и прочую нарядную верхнюю одежду.

Вообще, в искусстве изготовления одежды из кожи и меха, казахи достигли небывалых высот, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так в сочинении Сейфи  1582г, можно прочитать буквально следующее: «...кафтаны их сделаны из овечьей кожи, но окрашенные в разные цвета они становятся похожими на благородный атлас, их привозят в город Бухару и продают там по той же цене, что и кафтаны из атласа, настолько они красивы и элегантны».

Многие виды казахской одежды шили из войлока. На его изготовление преимущественно шла белая шерсть, особенно ценился тонкий пух с шеи овец. Несколько позже одежду стали шить и из привозных материалов – шелка, бархата, парчи и хлопка. Не стоит и говорить, что костюм из фабричных тканей могла позволить себе лишь феодальная знать, и такая одежда становилась своеобразным показателем обеспеченности ее обладателей.

Для традиционного казахского костюма начала средневековья было характерно наличие одних и тех же предметов одежды у рядового населения и аристократии - распашных рубах, женских платьев, головных уборов, халатов, обуви. Социальные и клановые различия выражались лишь в стоимости используемых материалов, богатстве декора, да в количестве надеваемых предметов одежды и украшений. Так состоятельные казахи, дабы подчеркнуть свое привилегированное положение, в любую погоду носили сразу несколько «шапанов» (халатов). Снизу - попроще, а сверху – дорогие, богато украшенные.

Особенную нарядность народному костюму, создававшемуся веками, придавала отделка его дорогими мехами, традиционной вышивкой, расшивка бисером и люрексом. Так же, для украшения служили мужские и женские широкие пояса, декорированные серебряными и золотыми пряжками, позументом и накладками, подвески из драгоценных и полудрагоценных камней и кораллов, характерные для женского комплекта одежды.

Необыкновенно красивы женские украшения из золота, серебра, бронзы, меди, в которых широко использовались сердолик, жемчуг, перламутр, кораллы, цветное стекло. Большая часть их была тесно связана с предметами одежды и головными уборами, однако очень многие играли самостоятельную роль. Прекрасной работой отличались накостные подвески, серьги, плоские и кованые массивные браслеты, кольца и обереги-туморы.

Традиционные костюмы казахских женщин подразделялись по возрастным категориям, но в основном состояли из одних и тех же предметов: отрезного, сильно приталенного, легкого платья – «косетек», которое одевали на нижнюю рубаху – «ишкойлек»; камзола - сшитого по фигуре, распашного длиннополого халата, с рукавами или без; нижних и верхних штанов.

Верхней одеждой казашкам служили «шапаны» - прямые широкие халаты с длинными рукавами, которые подразделялись на легкие и теплые- с подкладкой из шерсти. Для суровых зим предусматривались меховые шубы – «купе».

Мужской комплект чаще всего, состоял из следующих частей: распашной нательной рубашки «жейде»; внутренних штанов из легкой ткани и верхних, сделанных из замши, овчины, сукна или плотных домотканых материй. Как и в женском костюме, в качестве легкой верхней одежды использовались камзолы с рукавами или без, а основным видом верхнего платья был традиционный халат –«шапан».

Кстати, у казахов в традиции преподносить национальные «шапаны» в дар, поэтому очень часто они богато орнаментированы национальным узором, выполняющим роль оберега.

Национальной обувью казахов можно считать сапоги. Именно их носили повсеместно и всесезонно. Для зимы это были высокие сапоги, с широким голенищем, которые надевали поверх войлочных чулок, для лета сапоги делали из сыромятной мягкой кожи с высокими каблуками (6-8 см) и загнутым носком. Женская обувь украшалась вышивкой и аппликацией. Для пожилых людей более предпочтительными были мягкие сапоги-чулки – «ичиги», поверх которых надевались кожаные туфли или галоши.

К сожалению, традиционный национальный костюм редко встретишь на улицах городов в современном Казахстане. Удел всей этой красоты –  непыльная жизнь музейных экспонатов. И только народные праздники, собирающие сегодня все большее и большее количество людей могут в полной мере показать весь блеск и великолепие самобытного народного костюма.

.