Традиционный наряд казахской невесты

«Костюм невесты - это основа-основ исследований для этнографа» говорят специалисты. Каждая нация воплощала свое ощущение мира именно в этом традиционном наряде. И конечно, национальный костюм казахской невесты не стал, в этом смысле, исключением.

Свадебный наряд казашек, это уникальное явление. Он сложный и потрясающе красивый, любая деталь в нем исполнена глубинного смысла. И каждый костюм – своего рода письмо из прошлого, расшифровывая которое, словно разговариваешь со своими предками.

Детали национального убора казахской невесты остаются неизменными на протяжении многих веков, и по традиции включают: «койлек» -платье-рубаху, камзол, «шапан», «саукеле» - высокий головной убор и «желек» -расшитое покрывало, выполняющее роль фаты.

Интересно, что совсем недавно был расшифрован рисунок одного из свадебных покрывал – «желек», хранящегося в государственном музее этнографии Казахстана.

На нем искусная вышивальщица изобразила целое пожелание-притчу.

В центре покрывала вышито солнце. Очаг и огонь в очаге. Гусиные лапки –«казаяк», черные и белые лебеди. А над всем этим яркая радуга.

По утверждениям ученых, мудрая художница своим творчеством как бы давала невесте родительское напутствие: «Ты еще совсем молода, делаешь только первые шаги в этой жизни. Тебе выпала честь стать хранительницей очага. Знай, в жизни есть место и черным, и белым дням. Но поверь, что в твою жизнь придут все цвета радуги, и огонь в очаге никогда не погаснет, как никогда не погаснет ясное солнышко...»

Знающие люди утверждают, что при всей традиционной ограниченности предметом свадебного наряда, большего разнообразия вариантов, чем у казашек, нет ни у одного народа мира. И это относится как к цвету, так и стилю костюма.

Кстати, традиция белоснежного платья невесты пришла в Казахстан совсем недавно, только в XX веке, а когда то в далеком прошлом, прапрабабушки из Казахстана, собираясь замуж,  выбирали для свадебного платья тот цвет, что был принят их кланом или считался традиционным. И щеголяли казахские невесты в красных, зеленых, синих и даже черных платьях, потому что на Востоке черный цвет всегда был цветом авторитета и величия. Белый же – напротив, считался символом траура, а потому невесты в белых платьях в старину встречались совсем не часто.

Вообще, свадебные наряды были чем то, вроде визитной карточки любого клана. И люди, едва взглянув на невесту, безошибочно определяли, из какого рода пришла к ним новая невестка - «келин».

Для каждого казахского рода были характерны веками складывающиеся особенности и традиционные детали свадебного костюма. Так, для южанок отличительной чертой являлись богатые вышивки и обилие узоров. Северные невесты украшали себя монистами, ими же расшивали и подол платья. Невесту с запада «выдавали»  характерные детали головного убора – богато расшитые, спускающиеся до плеч «клинья» шапочки. Ну, а уральские красавицы отличались и стилем, и покроем свадебных платьев, которые  в большинстве своем напоминали русский сарафан, сверху донизу вышитый крупными цветами.

Самым красивым, ярким и эксклюзивным во всех свадебных нарядах был головной убор невесты – «саукеле».

«Саукеле» всех казахских невест завораживающее прекрасны, и при этом, практически невозможно найти двух одинаковых. Ни один из головных уборов не повторял другого, и только главный принцип оставался неизменным для всех – его высота.

Кстати, высота «саукеле» порой достигала 70 сантиметров и более. Ведь считалось, чем выше свадебный колпачок –«саукеле», тем  большее почтение к традициям испытывает девушка. Потому что, при такой высоте головного убора, невеста, входя в юрту жениха, должна изрядно наклониться, тем самым демонстрируя уважение к новому дому. Особенно добрым знаком считалось, если кончик «саукеле» при поклоне доставал очаг жилища. Вот и старались матушки сделать для дочери-невесты колпачок как можно выше, чтобы приняли ее в доме мужа добрее и приветливее.

Традиционно, головной убор был самым дорогим элементом наряда невесты. Шили его из самых красивых тканей, украшали драгоценными камнями, серебром и золотом, вышивали бесценной канителью. У состоятельных невест на «суакеле» сверкали бесценные лалы, рубины и изумруды. И даже очень бедные семьи отдавали практически последнее, чтобы бы украсить головной убор дочери-невесты хотя бы бирюзой и сердоликом.

Каждый «саукеле» изготавливался вручную несколькими мастерами. Опытные умелицы шили шапочку из драгоценных мехов или дорогих тканей. Ювелирызергеры» чеканили и отливали детали из серебра и золота, создавали прекрасные композиции из драгоценных и полудрагоценных камней.

Доподлинно известно, что к концу XIX века стоимость некоторых «саукеле» доходила до тысячи рублей, что было эквивалентно табуну породистых скакунов.

Да, на красоту денег не жалели, и это при том, что ни один «саукеле» не надевался дважды. Ведь у казахов с древних времен к головным уборам отношение особое. Они никогда не носят шапку с чужой головы, и уж тем более не дарят свои шапки другим. Ведь считается, что вместе с головным убором можно отдать счастье, или принять чужую головную боль.

Сразу же после свадьбы молодая жена должна была поменять «саукеле» на более скромную, но все же очень нарядную шапочку – «касаба», которую разрешалось носить до рождения первого ребенка. А уже после рождения первенца свекровь дарила невестке «кимешек». И этот высокий, скромный белый тюрбан, плотно закрывающий голову, волосы и шею, сопровождал женщину всю оставшуюся жизнь.

Все течет, все меняется, но так хочется хоть одним глазком увидеть юную невесту в прекрасном «саукеле», а для этого, как минимум нужно посетить Казахстан!

.