Казахская свадьба. Верность традициям

Свадьба у совершенно разных народов мира– один из самых красивых и самобытных ритуалов, и конечно, казахи не исключение. Их свадьбы, не только обставляются с особой пышностью, но и требуют выполнения определенных мероприятий, которые сегодня могут показаться кому-то анахронизмом, но на самом деле несут огромный глубинный смысл.

Казахи – один из немногих народов в Средней Азии, у которого распространен исключительно моногамный брак и в связи с этим на него накладываются определенные ограничения, которые должны предотвратить кровнородственные связи и обеспечить здоровое потомство – залог процветания нации. Поэтому у казахов традиционно, не вступают в брак представители одного рода, которые состоят в родстве менее, чем в седьмом колене, или как говорят: «живущие ближе чем за семью реками». Но даже при выполнении всех необходимых условий, брак заключается только после получения разрешения от аксакалов и главы рода.

Традиционно жених с невестой знакомятся практически перед самой казахской свадьбой, ведь выбор второй половинки для детей – забота мудрых старших родственников. Подходящую пару сыну или дочке заботливые родители начинают присматривать едва ли ни сразу после рождения ребенка. При этом, прежде всего, учитывают материальное благосостояние семьи, ее родословную и репутацию.

Издревле приветствовались очень ранние браки, которые, как считалось, уберегают молодых от пагубных поступков. Нередко обряд сватовства происходил, когда невесте исполнялось всего 13-14 лет, а жениху 14-15.

Нередки случаи, когда невесту просто воровали из родительского домаалып кашу»), но чаще всего согласие на брак все же достигалось «мирным» путем («кудалык»).

В заранее назначенный день сваты со стороны жениха (отец и близкие родственники) приезжают в гости к родителям потенциальной невесты. После длительных переговоров сторона жениха соглашается выплатить калым, размер которого устанавливают в зависимости от достатка сватающихся. Богатые семьи отдают до 77 голов лошадей, клан среднего достатка - 47, а сравнительно небогатые – 17 коней. Если будущие родственники не имели лошадей, с них брали эквивалент другими видами скота. Правда, сейчас эту роль обычно выполняют деньги.

Когда большая часть калыма уже выплачена, родственники жениха имеют право назначить день свадьбы.

Очень часто люди непосвященные поражаются и возмущаются размерами калыма и приданого, но здесь есть маленькая хитрость. Приданное, как и калым, собирают не только родители молодоженов, но и вся большая родня вплоть до седьмого колена. Причем все собранное не уйдет на сторону, а остается в семье, и значит, никто особенно не обеднеет.

Следующим шагом к казахской свадьбе обычно бывают смотрины.

Родители жениха, а также сам юноша официально знакомятся с будущей невестой, которая при личной встрече должна подарить своему жениху платок, как символ верности и чистоты.

Если юноша без причины отказывается от вступления в брак, то ему не возвращается калым, и он еще должен заплатить штраф семье невесты. Если же отказ поступает от невесты, калым жениху возвращается и также платится отступной штраф.

Обряд венчания на казахской свадьбе, в отличие от других мусульманских народов, вовсе не требует обязательного освящения муллой. Достаточно, чтобы представители родов жениха и невесты, вместе с присутствующими, пропели свадебную песню "аужар".

Интересно, что слова этой песни могут варьироваться, однако мелодия всегда остается одинаковой. Песня разделена на пять частей: пролог, причитания, утешение, плач расставания, притча о снятия покрывала (вуали).

Любопытно, но на протяжении всей свадьбы жених с невестой не должны разговаривать.

Казахскую свадьбу традиционно никогда не назначают на январь и февраль. Так повелось со стародавних времен, когда народы Казахстана были по преимуществу кочевыми, а зимние месяцы считались особенно тяжелыми.

Особым украшением казахской свадьбы, несомненно, являются национальные подвенечные наряды жениха и невесты. Самым дорогим и красивым считается головной убор девушкисаукеле», который представляет собой высокую конусообразную шапочку, сделанную из дорого бархата или велюра и расшитую драгоценными камнями: жемчугом, рубинами и топазами. В декоре головного убора также присутствует ценный бисер и непременный мех норки или горностая.

Венчает «саукеле» невесты высокий пучок из перьев белого филина - «укы».

Свадебное платье обязательно украшено ручной вышивкой, несущей в себе магические обереги и символы казахского народа.

Отправляющийся за невестой жених, тоже выглядит весьма колоритно. По народному обычаю его наряд должен гармонировать с нарядом невесты и сильно отличаться от одежды сопровождающих джигитов. Поэтому на свой головной убор - «борик» он тоже прикрепляет «укы» из перьев филина, надевает сапоги с высокими каблуками, а на плечи накидывает красный вышитый «чапан» (национальный халат).

Казахская свадьба заканчивается, и молодых оставляют одних, а уже завтра наступит первый день новой жизни с ее новыми хлопотами - время посещения родственников, которым молодожены в течение месяца ежедневно будут наносить визиты, тем самым демонстрируя свое уважение к старшим.

.