Национальны игры народов Казахстана

Национальны игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.

Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.

Военно-спортивные игры выполняли широкую, универсальную функцию, связанную, как с походным бытом - обучая набегам, войнам, столкновениям, так и с чисто хозяйственной деятельностью народа. Яркими представителями таких игр были сайыс, аударыспак, жамбы ату, алтын кабак, скачки, курес и др.

Огромная часть национальных игр несла обрядовое, ритуальное назначение, входящее в систему брачных, а также поминальных и погребальных церемоний. Однако, впоследствии, многие из них утратили свою первоначальную суть, в процессе развития и перерождения. Примером этому могут служить аламан байга, кокпар.

Народные события (праздник, свадьба, поминки) и национальные игры им посвященные носили исключительно общественный характер.

Самым большим знаковым мероприятием, по имеющимся сведениям считались поминки и конские скачки к ним приуроченные. Доподлинно известно, что поминки (ас), периодически устраиваемые в память старейшины рода, собирали огромное количество людей, независимо от сословной принадлежности. Об этом событии молва по степи ходила в течение нескольких лет, слагались песни, возникали легенды. Торжественные мероприятия продолжались от 3 до 7 дней, при этом ежедневно проводились какие-либо национальные игры и состязания, а заключительный день завершала грандиозная скачка – «Аламан байга», которая собственно и была впоследствии причиной многочисленных обсуждений.

Аламан байга.

Это национальные скачки на длинные и сверхдлинные дистанции от 25, до 100 км. Они являются одним из древнейших и популярнейших состязаний у народов Казахстана, появление которых, несомненно, связано с условиями кочевого быта и необходимостью подготовки лошадей к длительным переходам, особенно актуальным в военное время. «Аламан байга» - всегда основной вид программы состязаний масштабных народных торжеств, в особенности поминок (ас).

Скачки, по традиции проводятся в степи. Отмеряется означенное расстояние по прямой, изобилующей естественными преградами, в соревнованиях разрешается принимать участие неограниченному количеству всадников на лошадях различных пород.

По правилам, по мере приближения к финишу джигиты начинали выкрикиваться родовые кличи (уран), по которым зрители узнавали лидеров и победителей скачки.

Сайыс.

Национальные единоборства всадников на пиках, представляющие собой старинные военизированные игры, устраиваемые только на особо масштабных торжествах. «Воинов» для поединка выставляли из различных семейных кланов, а иногда и соседних народов, как, например, между киргизами и казахами на юге страны. Участники облачались в необходимую экипировку и вооружались деревянными длинными копьями с тупым концом. Целью поединка было выбить противника из седла или нанести ему серьезный удар, после которого он не смог бы продолжать единоборство.

Кыз куу.

«Кыз куу» - дословно «догони девушку» – очень популярная национальная конноспортивная игра, корнями своими уходящая в далекие средние века, когда женщины, наравне с мужчинами были воинами и наездницами. Они имели полное право предъявлять претендентам на руку и сердце целый ряд условий, в т. ч. состязание в скачках. До наших дней эти игры, обычно устраиваемые в честь свадебных торжеств, дошли в несколько видоизмененной форме, но смысл остался прежним – если побеждает джигит, он имеет право жениться на избраннице.

Игра проводится в открытом поле на строго определенной дистанции. В конце маршрута устанавливается контрольный поворотный столб или мета. По условиям состязания девушка должна ударить плетью юношу и пуститься вскачь к финишу, а джигит, что есть мочи стараться догнать беглянку. Если у него это получалось до линии поворота, то, как победитель молодой человек имел право обнять и поцеловать девушку. Если же девушка приходила к финишу первой, то на обратном пути, подбадриваемая зрителями, она нещадно хлестала нерасторопного джигита своей плетью. Такие неудачи ложились пятном позора на наездника, и требовалось очень долгое время, чтобы очевидцы прекратили дразнить неудачника.

Кумыс алу.

Один из самых своеобразных национальных видов конного спорта, встречающийся также и у других народов Средней Азии. Он требует от участников предельной ловкости, виртуозного владения своим телом и искусного управления конем. Смысл игр состоит в том, чтобы джигит на полном скаку поднял положенную на землю монету, а иногда целую россыпь монет, разложенных на одинаковом расстоянии.

Алты бакан.

В дословном переводе «шесть столбов» – казахские качели, которые сооружались из шести столбов, на концах перетянутые крепкой веревкой. Сверху на них устанавливали поперечный шест, куда необходимо было закрепить парные арканы для ног и сидения. «Алты бакан» устраивали в вечернее время в дни свадебных торжеств или праздника Наурыз. Девушки и юноши, раскачиваясь на качелях попарно, должны были заводить какую-нибудь веселую песню, а остальные подхватывать ее, аккомпанируя на домбре.

Казакша курес.

Разновидность вольной борьбы – очень популярный вид национальных спортивных игр в Казахстане, различные интерпретации которой встречаются у многих народов Средней Азии. «Казакша курес» проводится на всех празднествах и торжественных мероприятиях. Отличительной чертой его является отсутствие весовых категорий и борьбы в партере. Поединки проводятся только на поясах и стоя.

.