Музыкальные инструменты

Народные музыкальные инструменты переживают сегодня новый подьем, они интересны, как незаменимый атрибут музыкального творчества и как предметы прикладного искусства. В настоящем они обрели вторую жизнь, найдя широкое применение в звучании симфонических оркестров, для придания народной музыке неповторимого колорита древности.

Комуз – трерхструнный музыкальный инструмент, сделанный по преданию древним охотником КамбаромВыпуск современных инструментов несколько модернизирован и поставлен на поток, тем ценнее становятся изделия индивидуальных мастеров, которые почитаются как реликвии и хранятся в семьях на самом почетном месте.

Комузтрерхструнный музыкальный инструмент, сделанный по преданию древним охотником Камбаром, который и считается с тех пор первых комузистом. Играют на комузе чаще всего сидя, реже стоя держа инструмент в горизонтальном положении. Корпус камуза изготавливают из цельного куска урючины или арчи, а иногда из ореха или красного дерева. В головке инструмента располагаются три деревянных колка, к которым прикреплены концы струн. Вторым концом струны уходят в подставку, расположенную на деке, прямо за резонаторным отверстием.

Длина камуза не превышает 85-90 см и одним из уникальных свойств инструмента является множество вариантов его настройки, которые в свою очередь, связаны с типом выбранной для исполнения пьесы.

Наиболее популярным способом игры на камузе является пощипывание струн или бряцание по ним правой рукой. Разнообразна техника и для левой руки, достаточно сказать, что она может располагаться на струнах в шести позициях.

Извлекаемые звуки, в зависимости от ситуации, могут быть как звонкими и решительными, так и нежно-утонченными с чувственными нотками.

Кыл-кыяк (кыяк) – струнный инструмент со смычком. Музыкальный фольклор КыргызстанаКыл-кыяк (кыяк)струнный инструмент со смычком. Его изготавливают из тех же пород  дерева, что и камуз. Инструмент имеет две струны и смычок – джаа. У кыяка форма ковша, с открытой верхней половиной, а нижняя обтянута верблюжьей кожей. Длина инструмента не превышает 70 см, для струн и смычка применяют некрученные конские волосы.

На древко для смычка идет специфическое растение спирея.

Играют на кыяке исключительно сидя, держа инструмент в вертикальном положении и расположив  его нижнюю часть на колене.
Тембр кыяка несколько глуховат, да и арсенал исполнительских приемов на нем не велик, инструмент знаменит своим подражанием интонациям человеческого Темир-комуз – ротовой щипковый инструмент, изготавливаемый исключительно из металла («темир» - металлический)голоса.

Темир-комузротовой щипковый инструмент, изготавливаемый исключительно из металла («темир» - металлический). Имеет U- образную форму, длиной 6-7 см. Материалом для его изготовления издавна служили латунь, медь или бронза. В середине «вилки» инструмента статично закрепленстальной «язычок», который прихватывают пальцами правой руки.

При игре темир-камуз держат возле рта, который является естественным резонатором. В каждом звуке задействован весть исполнительский аппарат, включающий губы, гортань, руки и даже легкие музыканта.

Извлекаемые звуки получаются мягкими, воздушными, с серебристым оттенком. Инструмент хорош для исполнения небольших музыкальных пьес и очень любим «прекрасной» половиной кыргызского населения.

Чопо-чоор (глиняный «чор»)древний духовой инструмент. Распространен сегодня в керамическом варианте и имеет правильную продолговатую форму, длиной 20 и шириной 8 см. Исполнитель держит инструмент у рта, пальцами перебирая отверстия, расположенные по длине чопо-чоор. Тембр инструмента глубокий и ясный в низких звуках несколько гнусавый. Добулбаш – народный ударный инструмент КыргызстанаПрименяется для исполнения коротких виртуозных наигрышей.

Добулбашнародный ударный инструмент. Главный носитель ритма – одного из самых сильных средств воздействия на художественное мышление человека.
Добулбаш представляет собой односторонний барабан, сверху обтянутый кожей. Высота корпуса, вырезанного из арчи, не превышает 60 см, диаметр мембраны, обтянутой шкурой верблюда -25-30 см. Звуки из барабана извлекаются концом кыргызской плети (камчи) или ладонями. Звучит инструмент сильно, звонко и продолжительно, может применяться для подачи военных или магических сигналов.

В заключении хочется сказать, что музыкальный  фольклор кырыгзов, это запечатленная в мелодической форме история народа, в полной мере отображающая его свободолюбивый дух, открытый и приветливый нрав и не унывающий, искрометный оптимизм.

.