«Манас». Героический эпос кыргызского народа

Однажды кто-то из классиков кыргызской литературы сказал, что:  «Манас» - это золотая сокровищница народной мысли, отразившая тысячелетний опыт «Манас». Героический эпос кыргызского народа, эпос манас, киргизский эпос манасистории и духовной жизни кыргызского народа». И с этим невозможно не согласиться. Действительно, по своей природе эпос «Манас» относится к лучшим образцам устного творчества, а по жанровому содержанию, к героическим эпосам. Однако, по охвату событий в повествовании, он выходит далеко за рамки традиционного жанра и становится своеобразной летописью жизни многих поколений.

Главная тема в сказании, его центральная идея, посвящена основным событиям в жизни нации, становлении кыргызского народа. Эпос рассказывает о борьбе кыргызов за независимость, воспевает доблесть героев в борьбе с вероломными врагами, идеализирует великих богатырей, не жалеющих жизни в борьбе за идею народного единства.

«Манас» состоит из 500 тысяч стихотворных строк и по объему превосходит все известные мировые эпосы. Он в 20 раз больше «Одиссеи» и «Иллиады», в 5 раз больше «Шах-намэ» и в 2,5 раза длиннее индийского «Махабхарат».

Грандиозность и масштабность «Манаса» составляет одну из отличительных особенностей эпического кыргызского творчества и объясняется своеобразием исторического прошлого нации.

Кыргызы – один из древнейших народов в Центральной Азии, на протяжении всей своей истории постоянно подвергался нападению могущественных завоевателей, которые уничтожали вековые государства и истребляли многочисленные народы. Только упорство в борьбе, невероятная сопротивляемость, сила и героизм помогли кыргызам избежать полного уничтожения. Каждое сражение было обильно полито кровью и овеяно славой героических сыновей и дочерей многострадального народа. Мужество и героизм стали предметами поклонения, обожествления и воспевания.

Однако, «Манас» - это еще и летопись, совершенно бытовых, жизненных событий, ведь невозможно представить ни одной стороны жизни кыргызского народа, которая бы не нашла отражение в сказании. Бытует мнение, что человек даже никогда не посещавший Кыргызстан, способен познать менталитет и жизненную позицию народа, просто ознакомившись с «Манасом».

Героический эпос кыргызского народа, эпос манас, киргизский эпос манас, манасчиВ повествовании нашли свое применение различные художественные жанры народного творчества, такие как: завещания (керээз), причитания (кошок), назидания(санаат-насият), песни-жалобы (арман), а так же предания, мифы, сказания и легенды. Но это отнюдь не означает, что «Манас» является их механическим сборником, в эпосе существует совершенно определенная сюжетная линия, а художественные дополнения, лишь красивая канва, для основной композиционной структуры.

Центральная фигура эпопеибогатырь Манас - великий и мудрый воин. Трудно сказать, явлся ли он собирательным образом, или действительно был такой исторический персонаж, однако события, описываемые в сказании, действительно имели место и охватывали огромную территорию от Енисея до Средней Азии, через Алтай и Хангай.

Скорее всего, сначала в эпосе был только один эпизод - «Великий поход», посвященный жизни и подвигам главного героя, а в конце повествования все положительные персонажи, включая Манаса, погибали. Однако народ не захотел мириться с потерей любимых действующих лиц и на их смену пришли, сначала сын Манаса - Семетей, а затем и Сейтек. Так и получились три части эпоса, каждая из которых посвящена одному герою.

Все части трилогии связаны сюжетной линией, однако в отличие от первой части, жизнеописания Манаса, история «Семетей» не только героико - эпическая, она имеет любовно-романтическое обрамление и более жизненна,  за что снискала огромную популярность в народе.

Исторические события на этом отрезке эпоса  происходят в Средней Азии XVI-XVII веков и виновниками гибели главных героев, становятся не кровавые

Сама жизнь требовала продолжения героического сказания, что бы, наконец одолеть силы зла. Так на свет появилась третья часть эпоса – «Сейтек». В ней завершилась многовековая борьба народа за свободу и справедливость. Упорная борьба многих поколений принесла долгожданную победу над внутренними и внешними врагами кыргызского народа.

Именно  этой высокой и благородной цели - защите родного края от иноземных завоевателей и освобождения народа от самозванных тиранов и узурпаторов, посвящена трилогия «Манас», этой светлой идеей проникнуто все повествование.

«Манас», несомненно, исторический документ и несет в себе настоящий кладезь знаний о различных этапах развития нации. Поэтому, на примере героев эпического произведения воспитывалось ни одно поколение кыргызов.

заслуга в сохранении этого памятника культуры принадлежит народным сказителям эпоса – «манасчи»Особая заслуга в сохранении этого памятника культуры принадлежит народным сказителям эпоса – «манасчи», прозванных в народе «жомокчу». Изначально, они составляли совершенно определенную группу народных расказчиков, разительно отличающуюся от других. В их творчестве сочеталась абсолютная традиционность с артистической импровизацией донесения поэтических текстов. В зависимости от степени мастерства сказители получали народные прозвища: ученика («уйрёнчук»), начинающего («чала манасчы») и искусного рассказчика («чыныгы манасчы»). Истинные сказители своим творчеством не только доносили эпос до слушателей, но и по-своему обогащали и украшали его. До сих пор в памяти благодарных потомков сохранились имена талантливых и знаменитых «манасчи» прошлого.

«Манас» - произведение устного народного творчества и не имеет канонического текста. Однако на сегодняшний день науке известно 34 варианта записанного эпоса, которые значительно отличаются друг от друга.

Однако, не смотря на множество вариантов, «Манас» - единое произведение, объединенное сюжетной линией, общей тематикой и единством образов.
Сегодня в современной фольклористике Кыргызстана сложилось особое направление изучение любимого эпоса – «манасоведение», в котором существуют даже свои специализации:

- сбор и запись текстов,

- научное издание существующих вариантов,

- исследование поэтики произведения через творчество «манасчи».

И это действительно очень актуально, ведь «Манас», как живой организм, существует и развивается, до тех пор, пока есть люди заинтересованные в сохранении его как исторического документа о героической истории нации, дошедшей до нас в такой прекрасной литературной форме.

.