Лошади Кыргызстана

Давным - давно, еще  за 2 тысячи лет до рождества Христова в бескрайних степях Центральной Азии и Сибири кочевали немногочисленные племена - прародители кыргызского народа. Как истинные странники, они презирали оседлый образ жизни и никогда не оставались на одном месте надолго. Поэтому верным другом и помощником в нелегкой, кочевой жизни человека,  тех незапамятных лет была лошадь.

Эти животные, по праву считаются неотъемлемой частью кыргызской культуры. Многие тысячелетия существования рядом с человеком в условиях Тянь-Шаньских гор, сделали из них образец выносливости, сопротивляемости, и выдержанности, согласно установленному образу жизни, обычаям и порядкам кочевых кыргызских племен.

Лошади кыргызских кочевников, оставили яркий след в народных былинах, эпопеях, песнях, поэмах и сказках. Неудивительно, что и венец устного народного творчества нации – героический эпос «Манас», рассказывает в одной из сюжетных линий об отношения человека и лошади.

Согласитесь, невероятно красиво описание могущественного богатыря Манаса, серебряной башней восседающего, на своем белоснежном коне Ак-Булаке и словно птица переносящегося с одной горной вершины на другую. Поистине, конь для прославленного воина был сродни быстрым и мощным крыльям, способным за долю секунды донести до цели или прикрыть хозяина в миг смертельной опасности боя.

Лошадь для кыргызов всегда была бесценным владением, а искусство всадника, ценилось в мужчинах превыше всего.
C незапамятных времен, досуг кыргызского народа, в большей степени посвящался народным играм и развлечениям, без которых не обходились ни одни гуляния. Причем, характер многих игр полностью подчинялся кочевому образу жизни и требовал большой отваги, ловкости, смелости и готовности к решительным действиям, поэтому самыми любимыми были состязания наездников.

Однако, прошли века, оседлый образ жизни, повсеместная механизация и урбанизация, казалось бы, положили конец лошадиному веку. Кыргызская порода лошадей была обречена, а вместе с нею и огромный пласт кыргызской культуры, тесно связанный с этими замечательными животными.

С обретением независимости в Кргызстане поставили своей целью восстановить некогда легендарную породу, руководствуясь этим, с 2005 года в стране проводится фестиваль «Ат-Чабыш», главной целью которого является увеличение поголовья любимой породы, путем популяризации и продвижения национальных видов конного спорта.

В рамках фестиваля проводятся скачки на длинные дистанции, по горам и пересечённой местности, которые основываются на международных правилах дисциплины «марафон-андюранс». Скачки позволяют отобрать лучших лошадей и наездников, которые в дальнейшем сформируют национальную команду  «ат-чабыш», а зрители за дни праздника могут насладиться многочисленными конноспортивными состязаниями, которые так же устраиваются в рамках фестиваля.

«Ат-Чабыш» - древнейший и очень популярный вид конного спорта, для него отбирают самых выносливых и быстрых лошадей, способных выдержать гонку на длинные дистанции.

Раньше такие состязания устраивались по разным поводам, чаще всего на праздниках или тризнах.

В гонках участвовали лошади разных возрастов и пород, победителю доставались драгоценности или скот. Каждый тренер (сяпкер), по своему готовил лошадь к состязаниям. Существовали эксперты (сынчы), которые по мускулатуре, кровеносным сосудам, дыханию и даже упитанности коня, определяли его готовность к соревнованиям. Скачки устраивались на дистанцию в 53 версты, позже длина дистанции стала 100 км.

По сегодняшним правилам, к соревнованиям допускаются лошади от 3 лет и старше, возраст наездников не может быть моложе 13 лет. Дистанция ограничивается пределами от 4 до 50 километров.

«Жорго салыш» - бег иноходцев, еще одна излюбленная конноспортивная забава кыргызов. Дело в том, что иноходь, это ускоренный аллюр, при котором  ноги скакуна опускаются на землю или поднимаются попарно, лошадь при таком движении лишь слегка переваливается с одной стороны на другую, и слышится всего два удара копыт. Иноходь намного, резвее рыси, а зачастую быстрее и полевого галопа, поэтому поклонники этого вида состязаний, находят «жорго» одним из высочайших достоинств верховой лошади. В этих состязаниях демонстрируется не только скорость бега, но и удивительная плавность движения скакуна.

«Улак тартыш или Кок-бору» - борьба всадников за тушу козла, очень популярная конная игра у многих народов Центральной Азии. Само название «кок бору», по- русски звучит, как «серый волк». История возникновения этого состязания уходит своими корнями далеко вглубь эпох. В те времена, когда стада паслись на бесконечных просторах без пастухов и укрытий, и конечно волки своими нападениями доставляли немало хлопот пастухам. Последние не имея оружия, вынуждены были пускаться за хищниками в погоню на лошадях, животное преследовали до тех пор, пока не загоняли его до полусмерти, били палками и камчей (плеть), подхватывали с земли, отбирали друг у друга.

Намного позже, когда кыргызы стали жить оседло «кок бору» трансформировался «улак тартыш», который, в свою очередь, превратился в национальный вид конного спорта, борьбу всадников за тушу козла.

По правилам в игре принимают участие две команды, с равным количеством игроков, по 2-3 человека от каждой команды. Игровая площадка, размер которой, составляет примерно 300х150 метров, обязательно располагается на ровной местности. С противоположных сторон размечаются флажками условные ворота, шириной около 10 метров, в центре площадки рисуют круг «мара», в который еще до начала игры помещают тушу козла с обрезанными головой и ногами. Вес туши может достигать 30-40 кг, а в некоторых случаях и больше.

Времени на состязание отпускается 15 минут.

По сигналу судьи команды съезжаются в «мара», как только туша поднята, в игру вступают игроки обеих команд, которые в борьбе должны добыть эту тушу  и наибольшее количество раз забросить ее в ворота соперника.

«Кыз-куумай»- догони девушку. Когда то давно эта забава была частью свадебного обряда. По правилам, девушка получала лучшего коня и право начать поединок, жених же бросался в погоню за беглянкой, отстаивая свое право жениться на ней. Очень часто, конь молодого человека оказывался значительно слабее, и ему не удавалось настигнуть невесту, тогда проигравшего ждало «суровое» наказание – несколько шуточных ударов «камчой» (плеть) от невесты, но свадьбы из-за такого пустяка никогда не расстраивались.

«Тыйын энмей» - состязание на ловкость и виртуозное владение своим телом. Раньше в игре использовались монеты, которые молодые джигиты на полном скаку должны были собирать с земли, однако сегодня монеты заменены на разноцветные флажки. Флажки расставляются на определенном расстоянии по ходу движения всадников, которые на полном скаку, лошади идущей галопом, должны как можно ниже наклониться и схватить флажок. Затем всадник выпрямляется и демонстрирует свой трофей зрителям, для того, что бы те могли вести счет. Естественно побеждает тот джигит, который после трех заездов соберет наибольшее количество флажков.

Конечно, конно-спортивные состязания, и так зрелище захватывающее, а если учесть, что фестиваль организуют в живописнейших местах, то посетить это праздник захочется непременно. Тем более, что в рамках фестиваля проводится множество других интереснейших мероприятий, таких как выставки народных ремесел, дегустация блюд национальной кухни, выступления самобытных фольклорных коллективов и многое, многое другое.

.