Кыргызская юрта

Кыргызстан – красивая страна, на 90% состоящая из гор, издавна народы ее населявшие кочевали в вертикальном направлении. Летом в альпийских лугах, а на зиму спускались в долины. Вся жизнь у кочевников была подчинена переездам с одного места на другое и жилище себе они сделали соответствующее – переносное, легкоразборное.

Юрта, как ни что другое полностью соответствует основному принципу жизни кыргызов: «все свое ношу с собой».

Без сомнения, юрта – одно из выдающихся достижений цивилизации кочевников, ее устройство у всех неоседлых народов практически одинаковое, а национальная самобытность проявляется через элементы декора и внутреннего убранства. Юрты кыргызов поражают многообразием способов изготовления и декором предметов интерьера, яркостью и затейливостью узоров соперничая, разве что, с самой природой.

Для транспортировки этого легкого и компактного жилища требуется всего несколько лошадей или верблюдов, а установка юрты, которой занимаются практически, только женщины, не займет больше полутора часов.

Летом юрту ставят прямо на землю, зимой сначала стелют настил из дерева.

Основанием для юрты служит деревянный каркас, который обычно изготавливают из ивы, намного реже из ели. Нижняя часть остова состоит из складывающихся решеток – «кереге», где все рейки скреплены с помощью эластичных ремешков, сделанных из телячьей или верблюжьей кожи. Количество «кереге», определяет, какого размера будет юрта. Чем больше решеток, тем вместительней получится дом.

«Кереге» связывают между собой плетеными ремнями- «терме», которые опоясывают решетки и прочно удерживают всю конструкцию.

Ими же «кереге» крепится к двери. «Терме», обычно богато украшены национальным орнаментом и очень прочны, ведь при разрыве этих ремней юрта моментально сложится как карточный домик.

Дверь в юрту делают достаточно широкой, но не высокой, всего 1,5 м, дверные створки всегда открываются во внутрь, чтобы, не мешать завешивать дверной проем войлочной циновкой – «чий». Дверь непременно украшают магическими узорами, чтобы притянуть удачу и богатство, и защитить домочадцев от злых сил.

Такими оберегами обычно служат орнаменты из родовых деревьев, рогов барана или вихревых розеток.

Очень интересно устройство крыши юрты. Она образуется шестами – «уук», которые одним концом привязываются к «кереге», а другим вставляются в, так называемый, «тюндюк», который представляет из себя колесо, с деревянными перекладинами, образующими крест.

«Тюндюк» является и окном и дымоходом одновременно, иногда его еще называют – «ченгорак» - «дверь в небо». В больших юртах «тюндюк» поддерживается деревянным шестом «баган», а в маленьких хватает и натяжения веревок.

Каркас дома укрывают белыми войлочными циновками - «кииз», вокруг «кереге» пускают длинную войлочную циновку – «чий», богато украшенную национальными орнаментами, нижние части шестов -«уук», закрывают войлочными накидками.

Пожалуй, что юрта готова к приему гостей!

Теперь давайте заглянем внутрь, внутренняя составляющая тоже очень важна для кыргыза. Ведь юрта для него не просто дом, это модель мироздания, со своими законами и микрокосмом.

Итак, внутреннее пространство по-вертикали, делится на три части, в соответствии с представлении о трех ипостасях мироздания: пол, или нижний, потусторонний мир; стены – мир людей; купол – верхняя, сакральная часть.

Горизонально дом делится на две половины – мужскую и женскую. Прямо напротив входа, там где две половины сходятся, располагается самое почетное место в юрте – «тор», он предназначен для хранения особо ценных вещей и приема дорогих гостей.
Правая - женская половина юрты, традиционно предназначена для жизни семьи, здесь собираются все домочадцы, стоит колыбель - «бешик», размещаются шкафчики с продуктами, кухонная утварь. Левая часть – мужская половина юрты, предназначена для гостей, причем гостями считались не только пришлые, но и незамужние дочери хозяев, и молодожены, не имеющие пока своего дома. Именно на мужской половине совершается отправление всех ритуалов, связанных с умершими родственниками.

В центре юрты располагается очаг или металлическая печь, где готовят еду. Зимой на ночь с печи снимают трубу, а «тюндюк» завешивают специальным пологом, что бы сохранить тепло.

И по сей день, в Кыргызстане сохраняются и чтятся обычаи, связанные с юртой.

Нельзя приближаться к жилищу, на полном скаку, ведь торопятся только к покойнику. Нельзя входить в юрту с оружием, нельзя наступать на порог дома, раньше это было равносильно объявлению войны. Дверной занавес нужно отодвигать только правой рукой, входить в дом с правой ноги. Войдя в юрту нужно разуться слева и пройти по солнцу к тому месту, которое вам предложат. Нельзя покинуть дом не попробовав хлеба, это считается оскорблением.

Юрту нельзя оскорблять, ведь это храм, настоящий храм, сопровождающий кыргызов всю их жизнь.

Квадратные переплетения решеток символизируют неразрывную связь с родной землей, изогнутые шесты - «ууки»- символ восхождения человеческого духа, а «ченгорак» олицетворяет «Тенгри» - знак Солнца и Вечно Синего Неба. Считалось, что «ченгорак» служит осью мироздания, и наиболее продвинутые шаманы могут путешествовать по ней в иные миры.

Треугольный очаг, установленный в центре жилища –«талга», чьи концы символизируют неразрывную связь поколений: прошлого, настоящего и будущего. При установки юрты, по традиции, сначала устанавливают очаг, над ним поднимают «ченгорак», а уж потом берутся за остальные детали. При перезде хозяйки обязательно напоследок совершают обряд «кормления огня», окропляя очаг молоком.

Что ни говори, а юрта, на самом деле уникальное жилище, замечательно приспособленное к суровым природным условиям Средней Азии. Летом, когда даже воздух раскален от зноя в юрте тенисто и прохладно, зимой, когда за стенами из войлока завывает злая вьюга, здесь тепло и уютно. В такие дни вся семья собирается перед очагом и слушает, слушает рассказы стариков – аксакалов о прекрасной и древней родине – реке Эне-Сай, о смелом батыре Манасе, его сражениях и победах. И звуки трехструнного комуза легко воспаряют сквозь «ченгорак» в синюю дымку небес, где их непременно услышит вечный Тенгри…

.