Петроглифы Саймалы-Таш

В 120 км к северо-востоку от города Джалал-Абад лежит урочище Саймалы –Таш, расположенное в горах Ферганского хребта, на высоте 3000-3450 м над уровнем моря. Именно здесь, в одном из труднодоступных мест страны находится интереснейший памятник истории Кыргызстана – древнее святилище огнепоклонников. И главной его жемчужиной, по праву считаются петроглифы - наскальные рисунки, возраст которых насчитывает многие тысячи лет.

Преодолев достаточно трудный подъем, вы оказываетесь в красивом ущелье с небольшим озерцом и сразу видите большой завальный «камнепад», где на каждый камень, как на холст нанесен рисунок. Отполированная временем поверхности базальта хорошо сохранила четкие линии, высеченные древними художниками, с использованием бронзовых и железных инструментов, в технике точечного скола.

Многие отмечают, что петроглифы Саймалы-Ташасамые четкие и «фотогеничные» в Средней Азии.

Сад рисунков, самые старые из которых датируются III тыс. до н.э. медленно и неуклонно забирается в гору. Так, его начало лежит на высоте в 2800 метров, а заканчивается он на отметке 3450 м над уровнем моря.

На всхолмленной горной местности, изрезанной ложбинками, саями и оврагами, расположилось более 20 тыс. камней, несущих послания из прошлых веков.

Условно, в ущелье выделяют три группы скоплений наскальных рисунков.

Первая группа, самая древняя и самая многочисленная, она представлена 10 тыс. экземпляров и относится к III- IIтыс. до н.э. – эпохам неолита и бронзы.

Рисунки, изображающие диких зверей, сценки охоты или пахоты, выполнены в геометрическом стиле, характеризующимся отображением живых существ и отдельных предметов с помощью прямоугольников или треугольников, как единичных, так и сдвоенных.

Эта самая интересная и самая «художественная» группа петроглифов, имеет у туристов неизменный успех.

Следующая группа изображений относится уже к I тыс. до н.э. – эпохе раннего железа. Рисунки теряют былую художественность и геометричность изображаемых форм, детальную прорисовку предметов, многообразие сюжетных линий. В этот период основным объектом наскального творчества стала зооморфная тематика или охотничьи сценки. В этой группе кое-где попадаются экземпляры, выполненные в знаменитом «скифо-сакском зверином» стиле, очень популярном среди кочевников-скотоводов того времени.

Третья группа рисунков – самая молодая, и относится к I тыс. н.э., она характеризуется линейностью исполнения, грубостью форм, полным отсутствием деталей, что делает наскальные рисунки, несколько примитивными.

Немало рисунков было оставлено здесь и в период средневековья.

Петроглифы Саймалы-Таш были открыты в 1902 г военным топографом Н.Г.Хлудовым, занимавшимся съемкой местности в районе перевала Кугарт. А уже в 1903 г сюда организовали специальную археологическую экспедицию под руководством И.Г.Пославского, руководителя секции любителей археологии. Однако, наиболее тщательные и последовательные исследования здесь продолжились, лишь в 1950 году, под руководством историка и археолога проф. А.Н.Бернштама.

Нет и тени сомнения, что это ущелье, служило когда - то капищем древним огнепоклонникам, а потому, даже перестав существовать, как место отправления культа, оно не было разрушено, ведь такие места признавались священными.

И сегодня в окрестностях Саймалы-Таш, древние старики еще помнят, что когда то, за перевал Кугарт ходили люди, несли богатые подарки богам, совершали обрядовые жертвоприношения. В селениях до сих пор из уст в уста передают древние легенды, сулящие многочисленные горести и напасти для каждого, кто потревожит покой оставленного святилища.

В 1991 году за изучение Саймалы-Таш, серьезно взялись сотрудники Института истории Национальной Академии наук Кыргызстана, под руководством профессора истории К.И.Ташбаевой.

Сегодня этот памятник археологии открыт для туристических посещений, хотя попасть сюда достаточно проблематично. Ущелье открыто всего один месяц в году, в августе. Все остальное время, в силу климатических условий, весь горный массив находится под снегом.

.