Шах-Фазиль

Шах-Фазильархитектурный и историко-архиологический заповедник Кыргызстана, необыкновенно красивое место, расположенное в Джалал-Абадской области, Альбукинского района, в том месте, где сливаются реки Падыша-Ата и Чанач-Сай.
Необыкновенный комплекс включает в себя:

- памятник эпохи бронзы;
- мавзолеи XI, XVIII-XIX вв;
- природную достопримечательность – гору Арча-Мазар.

Священная гора Арча-Мазар, согласно местным легендам – последнее место, куда сумел дойти Александр Македонский. Именно здесь он проиграл битву славному горному народу – тиграхаутам. В подтверждение этих сведений вам непременно покажут древнюю гранитную плиту, сохранившуюся на Мазаре, надпись на которой гласит по-гречески: «Александрия Эсхата», что дословно переводится как «последняя Александрия». В народе до сих пор бытует легенда, что именно в этих местах Александр и потерял свой золотой, двурогий шлем.

Буквально под горой раскинулось тысячелетнее селение Сафед-БуланБелая Булан»), именуемое в средневековых исторических летописях, как Исбид–Булан. Это экзотическое название городка восходит к тем временам, когда внук пророка МухаммедаШах-Джарир пришел в эти края с многочисленным войском, дабы проповедовать ислам.

Подчиняясь силе, местные огнепоклонники для виду согласились принять новую веру, но как только арабы потеряли бдительность, сняли оружие и предались пятничному намазу, напали на безоружных и умертвили всех, отрезав им головы. Во время бойни, знаменосец – аламбердар арабского войска, предвидя скорый конец, взмолился и забросил знамя высоко в верх, прося Всевышнего, позаботиться о стяге, что бы тот не попал в руки неверных.

В той кровавой расправе погибло 2700 мусульман, их тела так и оставили в мечети, а местным жителям, под страхом смерти запретили их хоронить. С тех пор уцелевшая мечеть носит название «кыргын мечет».

Однако, служанка одного из миссионеров – негритянка, по имени Булан, в поисках хозяина Шах-Джарира, собрала головы всех погибших, омыла и похоронила их. От пережитого ужаса девушка поседела, говорят, что и кожа ее сделалась совсем белой, с тех пор это место стали называть Сафед –Булан. Однако, ее хозяин избежал печальной участи, вовремя ретировавшись с остатками войск.

Многие годы спустя, в эти места с огромным войском, вернулся его сын – Шах - Фазиль, что бы покарать виновных.
Язычники были уничтожены, ислам – восторжествовал.

Однако, очень скоро и Шах-Фазиль сложил голову на чужбине. Бедная Сафед-Булан, долгое время ухаживала за захоронением убитых воинов, а затем и за могилой Шах-Фазиля, над которыми к тому времени уже отстроили мавзолеи. Когда и она покинула сей бренный мир, то была удостоена чести быть погребенной недалеко от дорогих мест и над ее могилой тоже установили скромный мавзолей.

Наибольшая ценность всего комплекса, конечно, мазар Шах-Фазиль, который представляет собой купольно-центрическое строение, ориентированное углами по сторонам света. Высота памятника от прежнего уровня пола до верхней точки купола – 15,5 м, периметр по внешнему основанию – 11,5 м. Четверик базиса здания, выполнен в виде правильной усеченной пирамиды, на которой водружен массивный, оригинальной формы барабан, увенчанный высоким куполом.
Очень интересно внутреннее убранство мавзолея.

Представьте себе, тонированное ганчевое покрытие, сплошь декорированное резьбой, выложенное поясами, которые отграничиваются между собой по горизонтали массивными вставками мемориальных коранических надписей, выполненных в стиле «цветущий куфи». Из надписей следует, что усыпальница принадлежит Мухаммаду-ибн-Насыру из династии Караханидов, принявшему мученическую смерть во имя Всевышнего и прозванному в народе Шах-Фазиль, то есть – «справедливый шах».

Данный мавзолей является единственным в своем роде памятником эпохи Караханидов.

У входа в мазар, возле канала лежит огромный валун, на который , по преданию Булан и складывала омытые головы, невдалеке располагается место убиения мусульман, под названием «кыргын мечет», на котором сегодня высится небольшой мавзолей праведницы.

Весь комплекс и поныне считается святым местом и принимает ежегодно множество паломников из стран Центральной Азии. Буквально до середины XX в, здесь разрешали проводить религиозные праздники с публичными проповедями и жертвоприношением животных.

Показательно, что в мазар Сафед-Булан вход разрешен только женщинам, где они могут уединиться, прочитать Коран и попросить у святой о благословении. Там же, во дворике есть камень плодородия – фаллический символ, оставшийся здесь еще с доисламских времен, прикоснувшись к которому, женщины просят о рождении долгожданных детей.

Без сомнения, этот достопримечательность Киргизии - архитектурно-историческая и духовная ценность страны, очень важно, что она включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

 

 

.