Народная музыка Таджикистана

Народная музыка Таджикистана, майда, Гуругли, музыкальный таджикистан, Лирическая песня, Шашмаком, Бузрук, наво, рост, Сегох, Ирок, макомыНародная музыка Таджикистана, богата и разнообразна, в ней, как в зеркале отражается жизнь нации, ее характер и эмоции, быт и трудовая деятельность, обычаи и традиции.

По характеру исполнения ее можно разделить на стили, тесно привязанные к географии: центральный - кухистони (Гиссар, Куляб, Гарм), северный (Худжанская область), памирский (Горно-Бадахшанская автономная область). Музыка разных областей Таджикистана, хоть и не имеет разительных противоречий, но весьма отлична одна от другой. Так, северный стиль напоминает образцы музыкальной культуры Бухары и Самарканда, а мелодика Горного-Бадахшана очень созвучна с музыкой Кавказа.

В народной музыке Таджикистана существует великое множество жанров: трудовые, эпические, обрядовые (свадебные, календарные, похоронные и др.), лирические песни и инструментальные пьесы.

 Трудовые будни людей нашли свое художественное отражение в песнях пастухов и напевах сопровождающих нелегкий женский труд, примером которому может служить песня ткачихи - "Ашулаи бофан-да". Так же очень актуальны песни на темы тяжелой доли земледельцев и ремесленников. Но самым распространенным примером, конечно, является глубоко печальная и распевная, дехканская «майда», в которой отражены и сетование на тяжелую судьбу земледельца, и размышления о жизни, и скорбь по неразделенной любви. Сама форма "майда" складывается из отдельных, порой совершенно не связанных между собой стихотворных бейтов (двустиший), разнообразных по содержанию, но пронизанных одним лейтмотивом.

Эпическое песнопение испокон веку связывают с популярным героическим сказанием "Гуругли", бытующем в Центральном Таджикистане. Мелодика "Гуругли" имеет повествовательно-речитативную форму, чередующуюся с песенными эпизодами, где образы героев, а также содержание отдельных песенных сцен раскрываются в специфических напевах-сказаниях. Исполняют "Гуругли" в определенной горловой манере - пение сдавленным звуком.

Однако, наибольший и самый интересный культурный пласт представляют собой обрядовые песнопения. Здесь и календарные песни, приуроченные к народным праздникам: Наврузу, Празднику подснежников – «бойчечак», Празднику тюльпанов –«сайри гули» и др. И свадебные мелодии, вплетаемые в "сценарий" ритуала, и вносящие в торжество всеобщее ликование. И напевы, связанные со смертью человека, отмеченные огромной эмоциональностью и трагичностью.

Народная музыка Таджикистана, майда, Гуругли, музыкальный таджикистан, Лирическая песня, Шашмаком, Бузрук, наво, рост, Сегох, Ирок, макомы Лирическая песнялюбимейший и самый распространенный жанр в таджикском вокальном искусстве. Именно в ней раскрываются переживания по поводу многочисленных жизненных ситуаций и судьбоносных событий. Лирика способна отразить и религиозные чувства, и гражданский пафос песен о Родине, и тоску безысходного одиночества, и неподдельный искрометный юмор. Однако, при всем тематическом многообразии, главной все же остается любовная тема, воплощаемая в поэтической форме газели.

И конечно, здесь нельзя ни вспомнить вершину музыкальной классики таджиков - "Шашмаком", представляющий собой профессиональную музыку, одно из направлений «макомата» в центральноазиатских странах. "Шашмаком", это шесть макомов (вок.-инстр. сюита в нац. музыке), которые объединены в единый цикл. Сформировалось это направление в Бухаре XVIII в. Он состоит из "Бузрук", "Наво", "Рост", "Сегох", "Дугох", и "Ирок"- макомов, каждый из которых содержит два начала: инструментальное - "Мушкилот" и вокальное - "Наср".

Музыкальными инструментами, сопровождающими исполнение "Шашмакома", обычно являются дойра и танбур.

Вообще, музыкальной летописью таджиков можно считать и многочисленные исторические памятники, дошедшие до наших времен. Такие, как красочные фрески настенной живописи в Пенджикенте, терракотовые «нэцке», музыкантов, сделанных в Самарканде, изображения на серебряной посуде для пиршеств, самые ранние из которых датируются III- II вв. до н. э.

Недалеко от Термеза, в селении Айртам, найден каменный фриз, относящийся к I- II вв. н. э., который свидетельствует уже о коллективном творчестве. В руках у изображенных музыкантов находятся бочкообразные барабаны, инструменты с четырьмя струнами, типа лютни, а также предмет, напоминающий современную арфу. В числе исполнителей мы видим и женщин, играющих на кимвалах (медные тарелки) и на авлосе (двойная флейта).

Также многочисленны замечательные миниатюры из старинных рукописей XIV -XVI вв, дающие яркое представление о месте музыки и музыкальных инструментов жизни средневекового общества. Сцены, изображающие музыкантов весьма разнообразны, это и дворцовые приемы, и парадные выезды, и военные походы, а так же встречи влюбленных, интимные вечеринки, и полные трагизма боевые сражения.

 Обширными сведениями о музыкальном искусстве таджиков наполнены многочисленные труды, известнейших людей своего времени - Фараби, Ибн Сино, Джами и др.

Согласитесь, нация, имеющая такую богатую историю творчества, просто не может быть слабой. Вот и сегодня, музыкальное искусство, как и много веков назад является фундаментальной основой духовного стержня для народа Таджикистана.

.