Таджикская свадьба

Одним из самых любимых и почитаемых в народе обычаев, конечно, является национальная свадьба. У разных народов она происходит по-разному, но сегодня хочется рассказать о том, как этот праздник отмечают у таджиков.

Свадьба – мероприятие серьезное, требующее много сил и вложений и обставляется она по особенному, с соблюдением всех правил и ритуалов.

Если быть в своем рассказе последовательным, то конечно нужно начинать со сватовства. Именно оно является у таджиков первой церемонией, связанной с браком. Здесь происходит официальное представление молодых, знакомство их семей, назначается день помолвки и оговаривается размер калыма.

Да-да, калым до сих пор непременный атрибут любой свадьбы. И не спешите осуждать кого-то за отсталость взглядов. По мне, так калым несет в себе больше положительных аспектов, чем отрицательных. Посудите сами, как новоиспеченный муж будет относиться к молодой жене, выложив за нее ну очень «кругленькую» сумму, если меньшую по стоимости машину, обихаживает каждый день? Конечно это шутка, но в ней, как вы понимаете, есть рациональное зерно.

Итак, помолвка.

У таджиков слово «помолвка» имеет три значения: «кабулдоран» («согласие обладать»), «ошхуракон» («угощение пловом») и «оклик» («чистота, белизна»).

Руководствуясь именно последним термином, родители невесты приносят на торжество белую материю, гарантируя тем самым непорочность и чистоту своей дочери.

В состоятельных таджикских семьях принято устраивать дополнительный ритуал, называемый — «закрепление помолвки». Конечно, это более масштабное и дорогостоящее событие, но ведь и свадьба делается не каждый день.

Это действо, как правило, проводится в доме невесты и обставляется с соблюдением многочисленных деталей.

Родственники со стороны жениха приносят в дом невесты красивые подносы - «лайли», обязательно в четном количестве, на которых разложены ритуальные подарки.

На первом лежат сдобные свадебные лепешки: «гуль-нон», «фатир», «кульча», которые имеют сакральное значение оберегов и пожелания молодым счастливой семейной жизни. Второй поднос доверху наполнен ингредиентами для свадебного плова (рис, мясо и тд.). Третий поднос самый «вкусный», туда обычно кладут всевозможные сладости, дабы жизнь у молодых была подобно меду. Четвертый же предназначается персонально для невесты, атрибуты для свадьбы, причем в их числе, обязательно должен быть белый платок, материя для платья и белые туфли.

Собственно после такого, свадебного торжества уже не избежать!

Основной особенностью таджикской свадьбы является то, что она всегда отмечается в доме невесты. Именно здесь накрываются столы, угощают гостей, сюда же приезжает и счастливый жених. Три дня он обязан провести в доме будущей жены. И только потом приезжают  его друзья и забирают пару в дом родителей жениха.

Традиционно, молодожены первый год после свадьбы живут в доме родителей супруга, и лишь впоследствии могут переезжать в собственное жилье.

А теперь, собственно, о дне свадьбы.

Утром назначенного дня, жених в расшитом золотом национальном халате – чапане, с друзьями и родственниками, под звуки оркестра народных инструментов, приезжает в дом невесты, где их радушно встречают и щедро  угощают. Молодая, тоже в национальном свадебном наряде ожидает жениха в окружении подруг.
В доме, на почетном месте развешиваются все ее наряды и «чимилик» (плотная занавеска в углу комнаты, призванная скрыть молодых во время отправления обрядов и таинств). Рядом с ним висит нож, деревянная ложка, и стручок  острого красного перца. Нож символизирует сильного и смелого сына; ложка должна «помочь» родить дочку-хозяйку, а перец, по поверьям оберегает молодую семью от сглаза.

По традиции, невеста выходит к собравшимся в окружении подруг, которые держат над ее головой расшитый золотом коверсимвол счастливого нового дома. Девушку провожают в «чимилик», туда же, сопровождаемый друзьями, входит и жених. Родители невесты читают молодым благословляющую молитву, к которой присоединяются все присутствующие.

Затем благословленных молодых 3 раза обводят зажженными свечами, дабы отогнать всех злых духов, а после паре приносят мед. Соблюдая ритуал, жених сначала сам попробует мед, а потом подносит его и невесте, чтобы их дальнейшая жизнь была сладкой и безмятежной.

Близится время самого главного свадебного обряда — «никох», аналогичного русскому венчанию. Его обязательно проводит мулла (священнослужитель), который прочитает молодым особые суры из Корана. Во время чтения, мулла один за другим снимает с головы невесты 7 платков, получая на каждый снятый платок от жениха согласие на брак. После молитвы мулла подает паре кубок с намоленной водой, из которого они поочередно отпивают по глотку, что подтверждает согласие молодого мужа защищать и обеспечивать жену, а ее, в свою очередь, слушать и почитать мужа.

Подготовка к обряду «никох» молодоженами соблюдается очень тщательно. Всю неделю до него они проводят за молитвами и соблюдают пост. Невеста в этот период шьет свадебный наряд, а жених обустраивает их будущее жилье, чтобы молодой жене было уютно и спокойно на новом месте.

После совершения обряда венчания, молодые в сопровождении гостей едут в ЗАГС, а далее по плану все собираются на праздничное пиршество, которое сопровождается обильным угощением, веселыми плясками и красивыми лиричными песнями.

Раньше к свадебным церемониям приурочивались различные спортивные состязания и конные скачки, сегодня такое можно увидеть только в сельской местности, у очень зажиточных молодоженов.

Гуляния заканчиваются далеко за полночь, как правило, уже без молодых, которые уезжают в дом жениха, там им предстоит еще несколько свадебных ритуалов, о которых, мы пожалуй умолчим.

.