Горная керамика Таджикистана

Лепная керамика – одна из самых первых техник изготовления глиняной посуды, изобретенная в эпоху раннего неолита. Она заключалась в ручной лепке сосуда из комка глины без применения гончарного круга, когда глину размягчали с помощью воды и мяли, а потом выдавливали до получения необходимой формы.

Такая керамика, до сих пор существует в горных районах Таджикистана, выполненная вручную, она украшается нелепыми, рельефными орнаментами, покрытыми ангобом. Эта керамика очень архаична, ее формы просты и монументальны, и делают ее не для продажи, а для собственных нужд. Изготовлением изделий из глины занимаются исключительно женщины, именно их руками создаются керамические сосуды для дойки коров или кислого молока, рукомойники, кувшины, миски для зерна и овощей.

Особенной тяжеловесностью форм отличается глиняная посуда из Даштиджума (Кулябский район). В основном, это приземистые сосуды с широким горлом и круглыми короткими ручками, горшки, и мелкие плошки. Строгая форма каждого предмета проста и оправдана практически. Скромные геометрические рисунки, или растительные орнаменты, нанесенные простейшей краской из красной и коричневой глины, полностью соответствуют сдержанному облику этих изделий, до сих пор хранящих дух древнего гончарного искусства. Все подчинено суровым условиям жизни в горах, здесь нет места лишнему, право на жизнь имеет лишь необходимое.

Процесс изготовления керамики прост, даже примитивен. Действо происходит прямо во дворе собственного дома. Мастерица усаживается на кошму и берет ком сырой глины. Несколько минут, и в ее руках появляются первые детали будущего изделия, которые рождаются прямо на ваших глазах. Вот появилось «туло» сосуда, затем горловина, ручки. Все ловко прилаживается одно к другому, швы разглаживаются, шероховатости выравниваются, форма доводится до «идеала». Весь процесс очень напоминает детское творчество - лепку из пластилина, 15 минут и горшок готов.

Теперь его положат на солнце до полного высыхания, а затем обожгут тут же во дворе, разведя небольшой костер.

Горная керамика Таджикистана, керамика Таджикистана, керамика таджиков, Обычаи и традиции Таджикистана

Когда изделие остынет, мастерица примется раскрашивать свой шедевр, обмотанными ватой длинными прутиками, поминутно макая их в темную жидкость – раствор железистой глины. Когда краска высохнет и проявится ее настоящий цвет – темно – красный, вот тогда и наступит самый момент, подступать к мастерице с просьбой, продать это чудо.

Кто-то может мне возразить, дескать, к чему рассказывать о таком «примитиве», это разве похоже на искусство? А между тем, скептикам будет нелишним узнать, что именно таджикская лепная керамика своей примитивностью и неподдельной архаичностью приводит в настоящий восторг художников и дизайнеров. И сегодня, глядя на эти незамысловатые вещи, думаешь: какое все- таки счастье, что музеи успели в свое время приобрести изделия керамисток из Гумбулака, Даштиджума, Калаи-Хумба.

Что будет с промыслом дальше, ведь его и так уже не часто встретишь. Становится просто страшно, что может сделать наш прагматичный, жестокий век с этой искренней и по- детски наивной красотой.

.