Ювелирное искусство Таджикистана

Ювелирное искусство - одно из ярчайших проявлений художественного творчества таджикского народа. Самые ранние его образцы относятся к далекой древности, и были найдены учеными - археологами еще в слоях мезолита.

В ювелирных изделиях, как в зеркале находят свое отражение этические нормы общества, религиозные верования, социальные отношения и традиции, берущие начало в этнической истории, и потому являющиеся обязательной принадлежностью народного костюма. При этом магическая и сакральная функции украшений имели гораздо большее значение их эстетической или финансовой ценности.

Исстари украшения должны были располагаться на определенных участках тела, что по бытовавшему мнению, обеспечивало человеку здоровье, многочисленное потомство, расположение богов, защиту от дурного глаза и нечистой силы, приносило счастье и удачу. Однако, помимо функции оберегов, ювелирные украшения также демонстрировали общественную значимость индивида, его кастовую принадлежность и семейное положение. При этом художественный декор украшений был тесно связан с традиционным исполнением национальной одежды.

В Таджикистане ювелирные украшения всегда были неотъемлемым атрибутом национального костюма. Зачастую их изготовляли из серебра или золота, однако мастера не чурались применять в качестве материала и латунь, медь, бронзу, олово. Для обработки металлов использовали такие приемы, как литье, гравировка и чеканка, резьба,  применялись сложнейшие техники: черни, зерни, филиграни. В качестве дополнительного декора использовали полудрагоценные камни - коралл, сердолик, бирюзу, которые имели магическую силу талисманов. Так сердолик, по поверьям, приносил покой и благоденствие, изобилие и радость, кораллы, особенно почитаемые таджиками, сулили богатство и многодетность.

Бирюза могла обеспечить победу даже в самой безнадежной битве, а жемчуг обладал способностью исцелять от болезней, защищал от несчастий и горестей.

Крупнейшие центры ювелирного ремесла, знаменитые мастера которых делали украшения для продажи, были в больших городах — Сухаре, Самарканде, Ходженте, Ура-Тюбе. Но и в сельской местности встречались замечательные ювелиры, работавшие по заказу односельчан, родственников и соседей. Городские мастера-ювелиры, как правило, имели собственные мастерские - лавки, в которых им помогали работать и торговать подмастерья, а на селе ювелиры работали дома, в одиночку, и тщательно охраняли секреты своего ремесла. Здесь за выполненную работу заказчики расплачивались натуральным товаром - зерном, продуктами, скотом, а иногда двойным количеством металла, потраченного на изготовление вещи. Спрос на ювелирные изделия был очень велик, что и нашло отражение поговорке: «Ремесло ювелира не умрет, пока на свете живет хоть одна женщина».

И на самом деле, украшения сопровождали женщин на протяжении почти всей жизни. Таджикской девочке первые серьги надевали уже на 5-10 день после рождения, рассчитывая на их охранную силу. Оберегом, также предохраняющим ребенка от "сглаза", считали и простейшие браслеты из разноцветных или черных бусин с белыми вкраплениями. С возрастом, ювелирная коллекция девочек росла и увеличивалась. К 9-12 годам, им положено было иметь серьги сложной формы, узкие браслеты, кольца. Девушкам предписывалось носить крупные серьги, нагрудные подвески, множество колец и браслетов.

Но самым многочисленным и сложным был свадебный комплект невесты. Нити рубинов (лалов), гроздья кораллов, тяжелые изумруды, жемчуга и перламутр нередко украшали серьги и ожерелья невест из богатых городских семей, и все это великолепие разрешалось носить до появления первенца. Однако, с рождением одного-двух детей, комплект украшений резко сокращался, а с 40—45 лет женщине рекомендовалось носить лишь простые кольца и серьги.

Правда, один из вариантов нагрудного украшения, женщинам любого возраста не мог запретить носить никто. Это «бозбанды» и «туморы»— футляры из серебра, имевшие цилиндрическую, прямоугольную, квадратную или треугольную форму. Для украшения они покрывались гравировкой, позолотой, чернью, инкрустировались камнями и стеклянными вставками и были очень удобны для хранения молитв из Корана, выполняя роли оберегов.

Мужской костюм, очень часто, также включал ювелирные украшения. Перстни и богатые подвески были непременными спутниками зажиточных горожан. В некоторых местностях существовали весьма популярны пояса, отделанные рельефными металлическими, посеребренными накладками в виде ромбов и треугольников. Иногда они выполнялись целиком из серебра, а орнамент наносился штампом или чеканкой, хотя также были востребованы чернь и гравировка. Очень часто такими же накладками отделывали попону и сбрую хозяйского коня.

Но особой гордостью мужского населения Таджикистана всегда было холодное оружие - сабли из высококачественной закаленной стали в ножнах, инкрустированных разноцветными сверкающими камнями  - алмазами, кораллами, бирюзой, украшенные яркими эмалями.

Однако, не только художественные украшения были прерогативой таджикских ювелиров, среди них существовала большая прослойка мастеров - медников, чьим привычным делом, наряду с украшениями было изготовление посуды и предметов быта: чайников, кувшинов для воды, тазиков для умывания, различных подносов.

Медная посуда издавна украшала парадные комнаты зажиточных горожан, и служила не столько предметом быта, сколько символом состоятельности владельца, ведь при необходимости ее очень быстро можно было переплавить в монеты.

Мир ювелирного искусства Таджикистана широк и многогранен, и сегодня у приезжающих туристов, есть все шансы приобрести настоящие произведения больших мастеров, бережно сохраняющих народные традиции.

.