Горный Бадахшан

бадахшан, Горный Бадахшан, таджикистан бадахшан, памир бадахшан, бадахшан фото, рафтинг, скальные вершины – для альпинистов, бездорожье – предпочитающим горные велосипеды, просторы для приверженцев треккинг, хайкинг, прогулки, походыПамир. Исполинские горы, скальные кручи, зеленые рощи в котловинах, кристально чистая вода горных рек и бездонное синее небо, в котором Солнце плывет в своей золотой колеснице. Суровый край. Молчаливый и сдержанный, нетронутый и чистый в своей первобытной красоте.

Горный Бадахшанисторическая область, неотъемлемая часть Памира, расположена в юго-восточной части Таджикистана и занимает 43 % территории страны, что составляет -63,7 тыс. квадратных километров. С севера она граничит с Киргизией, на юге и западе с Афганистаном, на востоке с Китаем.

Сегодня этот район носит название Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), которая была образована 2 января 1925 года в составе Таджикской ССР.

Численность ее населения на 2010 год - 220,6 тыс. человек, что составляет всего 3 % от населения страны, и это является катастрофически малым количеством для такой огромной территории.

Нужно сказать, что в Горном Бадахшане наряду с этническими памирскими киргизами и русскими, проживает более десятка малых коренных народностей: ягнобцы, дарвазцы, язгулемцы, ваханцы, язгулемцы, рушанцы, бартангцы, язгулемцы и другие, заселившие эти благословенные места в незапамятные времена.

Известия о первых жителях Бадахшана относятся еще к каменному веку, а уже в конце эпохи бронзы его стали заселять протоиндийские племена и древние иранцы, в результате чего в Бадахшане была образована группа восточно-иранских языков.

В VII—II вв. до н. э. земли Бадахшана населяли племена саков, оставившие после себя топоним «Шугнан» ( «страна саков»), успешно доживший до наших дней.

С VI в до н.э., по VI в н.э. территория области последовательно переходила из рук в руки Империи Ахеменидов, Греко-Бактрийского царства, Кушанского царства, Эфталитского государства.

В VII веке территории Памира были зависимы от китайской династии Тан, затем в VIII веке сюда пришли арабы-мусульмане, и с XI века народы Бадахшана исповедуют исмаилитский толк шиитского ислама.

Конечно Бадахшан, как и все земли Центрального Востока не миновала участь быть покоренными монгольскими завоевателями, затем династией тимуридов, побывать в составе Шейбанидского государства, а после попасть под власть Аштарханидов.

Но не нужно думать, что народы гордого Памира, как овцы на заклании покорно следовали за завоевателями. Во все времена и эпохи не было региона взрывоопаснее, чем земли Бадахшана.

Здесь не раз поднимались восстания, народные бунты, затевались партизанские войны, поэтому все оккупанты старались править издали, и их власть на местах почти всегда носила чисто номинальный характер.

В 1885 году в эти края пришли русские войска, и в этом же году произошел раздел земель Горного Бадахшана между непримиримыми соперниками Россией и Англией. По договору от 2 февраля 1895 года, часть земель на левом берегу Пянджа, отошли к вассальному от Великобритании Афганистану, а правобережье передали зависимой от России Бухаре.

Советская власть пришла на Памир в 1920 году, а уже в 1925 году Горно-Бадахшанская автономная область стала частью Таджикской ССР.

Сегодня, как и много лет назад эти замечательные места населяют удивительные люди. Гостеприимство здесь в крови: в дом приглашают даже совсем маленькие дети. И первым делом для вас растопят печку и напоят горячим чаем с лепешкой, и хоть зачастую это единственная пища в доме, радушие хозяев остается неизменным.

Большинство памирцев –исмаилиты, сторонники одной из ветвей шиитского ислама, верящие в то, что у пророка Мухаммеда остались потомки. Одним из них как раз и является 49-й наследный имам Ага - Хан, постоянно живущий в Париже, но регулярно прилетающий в Бадахшан и поддерживающий область серьезной гуманитарной помощью. Поэтому здесь не увидишь многочисленных мечетей, традиционных для Средней Азии медресе и минаретов. Культ в Бадахшане отправляют в молельных домах или просто в жилищах почитаемых граждан.

 бадахшан, Горный Бадахшан, таджикистан бадахшан, памир бадахшан, бадахшан фото, рафтинг, скальные вершины – для альпинистов, бездорожье – предпочитающим горные велосипеды, просторы для приверженцев треккинг, хайкинг, прогулки, походы

Исмаилизм, известен со времен средневековья, как свободолюбивое и толерантное к другим течениям Ислама верование. В нем нет фанатичного поклонения божеству, зато, сохраняется сильный дух свободы, любовь к знаниям и просвещению. К слову сказать, в горном Бадахшане почти 100% грамотность, а процент людей с высшим образованием несоизмеримо выше чем в других областях страны.

Область обладает сказочными богатствами.
Благодаря существующим здесь быстрым горным рекам, у Бадахшан огромный энергетический потенциал.

Здешние недра располагают месторождениями цинка, олова, свинца, вольфрама, редких металлов, горного хрусталя, молибдена, угля, асбеста, талька, соли. Здесь практически неиссякаемые залежи драгоценных камней: лал, лазурит, яшма, оникс, а также большие мраморные разработки, и самое большое в стране месторождение золота.

Однако, основным богатством региона была и остается его неповторимая природа и туристско-рекреационные возможности Горного Бадахшана.
Конечно, в горах каждый уголок неповторим, но даже здесь можно выделить самые интересные. Это и высочайшие пики Заалайского хребта, которые хорошо просматриваются с Памирского тракта: Вончский, Шохдарьинский, Рушанский, Зулумарт. И огромные, прекрасные озера: Кара-Куль, в вечном одеянии из белоснежных солончаков и Сарез, образовавшееся в результате мощного землетрясения, обрушившего скалу и запрудившего реку Мургаб. Сказочная пещера Мата-Таш и светящаяся скала Чарак-Таш, минеральные источники – от кипящих сероводородных, до ледяных нарзанов: Гарм-Чашма, Доршай, Авдж, Ямчун и др.

Из объектов материальной культуры выделяются грандиозные крепости, расположенные в районе Ишкашима - Каахка и Ямчун (III-IV в до н. э.), а также несколько таких же древних крепостей в долине реки Шох-Дара. Будут интересны и священные места ислама, которых здесь просто в изобилии. Остатки буддистских монастырей и зороастрийских капищ во Вранге, а в восточной части Памира – раскопки поселений каменного века и чудесная наскальная живопись. Уникальный высокогорный ботанический сад и музей, находящиеся в Хороге.

А также быстрые горные реки, для любителей рафтинга, скальные вершины – для альпинистов, абсолютное бездорожье – предпочитающим горные велосипеды и просто невообразимые просторы для приверженцев треккинга, хайкинга и любого вида прогулок и походов.

.