Памирский тракт

Памирский тракт легендарная автомобильная дорога в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО).

Вообще если быть точным, то Памирским Трактом, называют федеральную трассу М-41, связывающую столицу Кыргызстана, город Ош со столицей ТаджикистанаДушанбе. Она условно делится на восточную и западную ее части и центром раздела здесь служит город Хорог – центр ГБАО.

Именно восточная часть трассы - участок Ош-Хорог, и является наиболее интересной для альпинистов, представителей экстремальных видов туризма и просто любителей пощекотать нервы.

Дорога Ош-Хорог, протяженностью немногим более 700 км была построена в 1931-1934 годах и являлась единственным связующим звеном Горно-Бадахшанской автономной области с внешним миром. Сегодня в Хороге есть еще и аэропорт, однако из-за сложного рельефа горной местности принимать он может лишь легкие моторные самолеты и только при условии 100% видимости, что случается крайне редко в условиях высокогорья. Поэтому Памирский Тракт был и остается буквально «дорогой жизни» для самого большого (территориально) района в Таджикистане.

Говорят, что в первые годы эксплуатации трассы, водителям, совершившим три рейса по Памирскому Тракту давали ордена. И не удивительно, ведь здесь находятся одни из самых высоких автомобильных перевалов в мире – Кызыл-Арт (4250), Уйбулак (4200), Кой-Тезек (4251), Найзаташ (4314), Акбайтал (4655). Однако, зимой перевалы полностью  заметены снегом, поэтому эта часть Памирского Тракта действует только в тёплое время года.

После падения СССР и тяжелых послевоенных лет в Таджикистане, большая часть трассы практически не обслуживалась, постепенно приходя в негодность. Сегодня разрушению непрочного асфальтового покрытия также способствуют возросшие торговые перевозки из соседнего Китая, которые осуществляются многотонными грузовиками.

Современный Памирский Тракт представляет собой довольно опасную, местами заасфальтированную, местами грунтовую горную дорогу, большая часть которой проходит на высоте более 3000 метров над уровнем моря. Редкие автозаправки и полное отсутствие автосервиса – это ли не мечта для экстремалов, желающих опробовать мощь своего железного коня или проверить на прочность нервную систему.

Путешествие обычно начинается из Хорога.

Город располагает вполне приличной социальной инфраструктурой, здесь есть рестораны, кафе и гостиницы, базар и магазины, памятник Ленину и большой высокогорный Ботанический сад. Раз в неделю возле пограничного перехода в Афганистан собирается огромный рынок, куда местные жители и афганцы приносят свою продукцию. Ни стоит и говорить, что местные цены просто смехотворны, а продукты свежее и качественнее, многих дорогих супермаркетов, поэтому здесь путешественники запасаются всем необходимым.

После Хорога дорога ведет на Ишкашим. Трасса проходит параллельно реки Пяндж, за которой уже Афганистан. Но никакой колючей проволоки, сторожевых вышек и разделительных полос здесь нет и в помине, даже не верится что это граница.

Отлично видно, как афганцы на той стороне реки возделывают скудные земельные наделы, пасут скот, собирают урожай, в общем, живут своей нелегкой афганской жизнью, которая и не отличалась бы от жизни на этом берегу, если бы не ужасающая нищета. Вот когда начинаешь ценить то, что имеешь. Поистине, все познается в сравнении!

А дорога, тем временем, становится грунтовой и приводит нас к кишлаку Ямчун, который не вызывал бы особого интереса, если бы не развалины многочисленных средневековых крепостей и пещеры древних буддистов рассеянные по округе, да немного вдалеке горячие минеральные источники, по утверждениям местных жителей помогающие от болезней суставов и женского бесплодия.

Далее, за кишлаком Лангар дорога более 70 км проходит по абсолютно пустынному пространству, вокруг ни души, зато отсюда ближе всего до пиков Маркса (6723 м) и Энгельса (6507 м).

Недалеко от поселка Булункуль начинается основная трасса Памирского Тракта, радующая асфальтом и присутствием людей. Всего в нескольких километрах от этого места находится замечательное по красоте озеро –Яшил-куль с обилием минеральных источников в прибрежной зоне, и особой гордостью жителей – маленьким горячим гейзером.

За поселком Аличур начинается территория, где проживают этнические киргизы. Повсюду расставлены национальные юрты, мужчины щеголяют в традиционных головных уборах.

В 80 км от Аличура - поселок Мургаб, известный своим суровым климатом. Здесь очень малое количество осадков в году, пронизывающие ветра и абсолютно бесснежные зимы, прибавьте к этому огромную высоту и удаленность от цивилизации. Диву даешься, как в таких условиях выживают люди. Но судя по настроению Мургабцев, выживают и неплохо, а помогают им в этом яки, которых разводит местное население, да окрестные красоты, единожды увидев которые надолго остаешься пленником этих мест. Чего стоит одно ночное небо над поселком, с россыпями огромных звезд, спелым виноградом висящих прямо у тебя над головой, или могучий пик горы Музтаг-ата освещенный кроваво-красным закатным солнцем, на фоне нереально сиреневого неба.

После Мургаба трасса подходит к границе с Китаем, а затем и к озеру Кара-куль – последней большой достопримечательности, перед киргизской границей. Из окна машины открывается грандиозное зрелище – бирюзовый кристалл, лежащий в обрамлении девственно чистых, вечных снегов.

И только подойдя ближе, начинаешь понимать, что снега действительно есть, но находятся они там, на той стороне озера на вершинах красивых горных пиков, а здесь у тебя под ногами обычные солончаки, при ближайшем рассмотрении уже не кажущиеся девственно чистыми.

Небольшой перегон, и вот уже виден контрольно-пропускной пункт, границы с Кыргызстаном – два вагончика для оформления документов, да скучающий на солнышке часовой. Формальности утрясаются достаточно быстро, минут через 15 паспорта уже на руках, и сопровождаемые дежурным: «Добро пожаловать», усталые путешественники берут курс к последнему пункту назначения – городу Ош.

Вот и все, конец трудного пути, прощай бездорожье – здравствуй цивилизация?!

.