Туркменабад

Туркменистан / Туркменабад (Turkmenabat), Города Туркменистана - город ТуркменабадТуркменабад – второй по численности населения город Туркменистана, располагается на левом берегу реки Амударьи, является центром Лебапского района и всей восточной части страны. За свою долгую историю город поменял много имен.

На заре своего становления в I-IV веках он назывался Амуль, затем с конца XV века до 1924 его имя звучало, как Чарджуй четыре канала»), затем его переименовали в Ленинск, потом вернули прежнее имя. До 1992 года город называли Чарджоу, а затем название заменили на Чарджев.

И только в 1999 году город обрел свое нынешнее имя – Туркменабад.

По данным 2009 года население Туркменабада составляет 253 тыс. человек, национальный состав: туркмены, русские, узбеки, татары, украинцы, казахи, азербайджанцы, армяне и др.

Климат региона резко континентальный, со значительными годовыми и суточными колебаниями температур, зима не холодная, а лето жаркое и затяжное. Максимальные температуры июля до + 33С,  минимальные января до – 15С. Наибольшее количество осадков выпадает в осенне-весенний период.
Город находится в зоне умеренной сейсмоактивности.

Конечно, вы уже поняли, что вся история Туркменабада, судя по обилию его названий, очень продолжительна и невероятно интересна. Время расцвета в его раннем периоде приходится на III век нашей эры, когда он становится одним из важных городов - привалов на Великом Шелковом Пути.

С этого времени все чаще в летописях город упоминается как Амуль, поселение у переправы через реку. Здесь сходились десятки торговых караванных путей. В ожидании продолжения путешествия купцы отдыхали в караван-сараях, на улицах гудела разношерстная толпа, процветала торговля.

А история Амуля, как глубокие воды Амударьи неспешно катится дальше. Кстати, именно по имени города назвали и реку - Амударья, а не наоборот.

Доподлинно известно, что с I по VIII  века Амуль входил в состав Кушанского царства, и стал независимым только после его гибели. Однако вскоре началось завоевание Востока арабами, которые просто не могли пропустить такой «лакомый кусок» и город стал частью Арабского Халифата.

Несколько позднее Амуль попадает в зависимость от Хорезмского государства, что дало мощный толчок к его развитию. В этот период процветающий город считается одним из центров науки, культуры, ремесла и разрастается до невероятных размеров.

В XI веке Амуль не избежал участи всей территории Туркменистана, был завоеван сельджуками и перешел в подчинение царя туркмен - Чагры-бека.

В XIII веке город был полностью разрушен восками Чингиз-хана, разозленными невиданным отпором его жителей.

В  XVI веке эту местность начинают называть Чарджуй, возможно здесь не обошлось без «легкой руки» Бабура, потомка знаменитого Тамерлана, который в 1511 году был в походе и остановился с войском на привал, прямо на руинах города возле реки. Недалеко от его лагеря протекали четыре небольших канала. В последствие, в своем знаменитом произведение «Бабурнаме» поэт и полководец называет это место «Чарджуй» - четыре русла.

В XVIII веке Чарджуй вошел в Хивинское ханство, город снова поднялся из руин и расцвел, кстати, именно XVIII век считается «золотым веком» туркменской поэзии. Это связано с творчеством замечательного туркменского поэта Махтумкули, а затем и его ученика – воина и поэта Сейди, бывшими среди его горожан.

Во втрой половине XIX века Чарджуй, как и весь регион Средней Азии переходит под протекторат царской России. В 1875 году сюда были состланы казаки-старообрядцы, которые обосновались вблизи русских воинских поселений.

Берега Амударьи начинают обрастать вновьсозданными поселениями, что впоследствии благоприятно отразилось на развитии судоходства. В 1877 году до пристани Чарджуй дошел пароход из Турткуля, что дало толчок развитию парового флота.

В конце XIX века город получил название «Новый Чарджуй», что было связано с изменением состава населения, теперь здесь проживали в основном русские, тогда как раньше, Чарджуй был населен только представителями коренной национальности. Примерно в это же время через Амударью был построен железнодорожный мост, ставший самым протяженным во всей Российской Империи и третьим по величине в мире.

После победы Октябрьской революции Чарджуй вошел в состав Бухарской Народной Советской Республики.

В 1924 году, стал полноправным членом Туркменской ССР.

1992 год принес городу новое имя – Чарджев и новый статус, субъекта независимого государства Туркменистан.

Сегодняшний Туркменабад – современный уютный, жизнерадостный  и солнечныйгород, помнящий свою историю и с надеждой смотрящий в будущее.

Памятники истории и достопримечательности Туркменабада.


Репетекский заповедник

Репетекский заповедник - песчано-пустынный заповедник, расположенный в 70-ти км юго-западнее Туркменабада. Его территория простирается на 34600 га в Юго-Восточных Каракумах, вокруг станции Репетек. Заповедник был создан в 1928 на основе уже имеющейся научно-исследовательской станции. В 1979 году он получил статус «биосферного». Охранная территория создавалась с целью изучения неповторимого …

Плато динозавров

Недалеко от Туркменабада на северо-восточном склоне горы Гаурдак, что в юго-восточной части страны, были обнаружены следы пребывания доисторических ящеров. Найденные на каменистом безлюдном плато, расположенном на высоте 800 метров следы, сохранились практически идеально. Данные реликвии относятся к юрскому периоду, что составляет приблизительно 140-145 млн. лет назад. Такие же следы …

Городище Амуль

Городище Амуль - развалины средневековой крепости правителя Амуля расположены в 10-ти км от центра города. В X веке это строение представляло собой огромную глинобитную квадратную крепость, обнесенную широким рвом. Каждая из стен цитадели имела свои ворота, ориентированные по сторонам света. Внутри крепости располагались дворец бека, дома его приближенных и родственников, казармы, …

Мавзолей Алламбердара

Часть города-музея Атамурат, который находится в окрестностях Туркменабада. Мавзолей Алламбердара (Альмутасира) старинное здание, предположительно XI века – самая старая из сохранившихся построек Северного Хоросана. Его архитектура как нельзя лучше отражает тенденции «золотого века» среднеазиатского монументального строительства. Это и внушительные габариты строения, …

Мавзолей «Астана-баба»

Строение входит в мемориальный комплекс, состоящий из мечети и гробницы. На самом деле это несколько зданий построенных в разные времена, но они так близко расположены и так дополняют друг друга, что уже сложно представить первоначальную задумку авторов. Мавзолей «Астана-Баба» принято считать памятником XI –XII века, и сегодня он является действующим местом паломничества мусульман. Хотя …

Караван-сарай Даяхатын

Крупнейшее сооружение такого рода на караванной дороге из древнего Амуля в Хорезм. Строение относится к памятникам XI-XII века и сегодня здесь сохранились только полуразрушенные торговые рабады (пригороды) вокруг караван-сарая. А ведь когда-то это было огромное сооружение, с выложенными из обожженного кирпича арками, сводами и куполами, стены по преданиям были укреплены круглыми башнями, …

.