Ковры Туркмении. Туркменские ковры ручной работы

туркменские шерстяные ковры, ковры туркменистан, ковры туркмения, ковроткачество Туркмен Народная туркменская пословица гласит: «На Востоке дом там, где расстелен ковер». Даже если вокруг вас выжженая солнцем пустыня или высокие горы, ковер – это живительный оазис – говорят в Туркменистане, тем самым подчеркивая свою непритязательность в быту и глубину народного самосознания.

Ковер в том понимании, к которому все мы привыкли, появился у кочевых племен, занимавшихся скотоводством. Доподлинно известно, что корни этого ремесла уходят вглубь веков и датируются IV –III веками до н.э. Именно в это время первые «парфянские» (Парфия - государство на территории древнего Турана) ковры начинают вывозить в Европу, наряду с Китайским шелком. Они очень быстро завоевывают рынок и становятся основой торговли между Востоком и Западом.

С угасанием древних цивилизаций, слава Восточных ковров становилась только ярче. Так в средние века, знаменитый путешественник Марко Поло, писал о туркменских коврах как о «самых тонких и красивых на свете», попадавшие в Европейские страны под названием «персидских» и «бухарских», они издавна волновали умы истинных ценителей искусства.

А на своей родине ковры имели сугубо практическое, утилитарное назначение. Для кочевых племен Центральной Азии эти изделия были основным интерьером жилища, украшали его, служили оберегами. Легкие и мягкие, они идеально подходили для перевозки. Ковры составляли основное богатство семьи, говорили о ее статусе, положении в обществе. По количеству ковров, входивших в приданое, люди судили о зажиточности и домовитости взятой в жены женщины.

Национальный ковер являлся неизменным спутником любого жителя страны. Туркмен, в буквальном смысле, рождался и умирал на ковре. Именно это и определило, то великое множество разновидностей ковров, которые с детства окружали человека.

Туркменхалы байрамы - Туркменские ковры ручной работы. Ковры туркменские, туркменские шерстяные коврыДо наших дней дошло около 30 наименований этих изделий разного предназначения, использовавшихся в быту:

- «халы» - постилочные ковры, укрывавшие пол в юрте и перед ней в дни праздников,
- «очаг-баши» (ожег-баши)- небольшой коврик П-образной формы, расстилаемый вокруг очага,
- «энси»- занавес прикрывавший вход в юрту,
- «халык» - П-образное украшение дверного проема,
- «гермеч» - покрывало порога,
- «иолам» - длинная ковровая дорожка опоясывающая юрту,
- «намазлык» - небольшой коврик для отправления молитв,
- «аятлык» - ковер для погребения,
- «асмалдык» - украшение боков верблюда, а так же многочисленные ковровые сумки и торбы, попоны для лошадей и многое, многое другое.

Туркменский коверпроизведение ручной работы и рождением этого чуда, все, конечно, обязаны женщине-мастерице. С незапамятных времен жены кочевников возили за собой, как самую большую драгоценность, простейший ковровый станок, выглядевший примерно так.

Две пары кольев вбивались в землю на расстоянии, которое ограничивало длину и ширину ковра, позади кольев укреплялись два бруса, и уже между ними натягивалась основа. Сегодня сложно представить, что на площади в 10 кв см, мастерица без всяких инструментов вручную завязывала 2-3, а иногда и 6-8 тысяч узлов, затем ножом обрезала нити, оставляя ворс от 4 до 12 мм. За месяц этой изнурительной работы женщина могла соткать 4-5 м ковра.

Главным материалом для изготовления ковров всегда была и остается шерсть. Как и большинству народов, туркменам присуще наделять шерсть баранов целительными свойствами, которые непременно передадутся и ковру.

Ткали ковер обычно из самой лучшей шерсти равнинных овец, весенней стрижки. Материалами для окраски волокна служили натуральные красители. Так, все оттенки красного получали из местного растения – марены, бежевый - давала живокость, белый, черные и коричневые тона достигались вплетением неокрашенной шерсти натуральных оттенков. Туркменский ковер впитал в себя все краски природы: яркий багрянец восходящего солнца, веселую зелень весенней степи, золото жарких барханов и красочный шелк шкур животных.

Туркменхалы байрамы - Туркменские ковры ручной работы. Ковры туркменские, туркменские шерстяные коврыНастоящий ковер, как живое существо, проходит свой жизненный путь, делаясь с годами мягче, приглушая яркие краски и приобретая неповторимые оттенки. Он становится намного лучше, как хорошее вино, только нагуливающее с годами свой аромат. Поэтому некоторые мастерицы в селениях смело бросают новые ковры под ноги толпе перед дверьми мастерской, что бы они скорее достигли того лоска, которым славятся возрастные изделия.

Туркмены очень трепетно относились к своим коврам, поэтому их нельзя было выбрасывать, рвать или портить, коврам, как и людям, была уготована «смерть от старости».

Каждый туркменский ковер абсолютно неповторим, и в тоже время традиционен.

Прислушиваясь к компетентному мнению исследователей искусства Востока, становятся понятными, многие рисунки и орнаменты этих изделий. Так ковер с четко выделенным центром и каймой, для туркмен, представлял собой стилизованную модель мира. Центральное поле с функциональным орнаментом – знакомые для кочевников земли, с пастбищами, стоянками, перегонами. А идущая по краю кайма, несущая в себе различные мелкие геометрические узоры: «мышиные зубки», «след тарантула», «след собаки» - неизведанные просторы, которые находятся далеко и поэтому еле видны.

Очень интересна центральная часть коврового поля, заполняемая симметричной композицией, в основе которой лежат многогранные розетки – гели, своими очертаниями напоминающие квадраты, ромбы, восьмигранники и даже круги. Форма гелей по наполнению и расположению в поле ковра разнится у каждого туркменского племени, представляя собой своеобразный герб. Эта народная особенность была использована при создании национального флага Туркменистана, где сегодня красуются пять ковровых гелейсимволизируя единство пяти племен, пяти велаятов (областей) страны.

В древних летописях, берущих начала от отца туркмен – Огуз Хана, описаны эпохальные события, а в узорах искусно выполненных умелыми руками туркменских мастериц с тонкостью передаются эти события зашифрованные в орнамент. Туркменский ковер, как временная летопись, содержит много удивительных рассказов, нужно только уметь его прочесть.

В целях исследования, возрождения, сохранения и творческого развития народных традиций ковроткачества, а также приумножения славы ковров ручной работы Постановлением президента Туркменистана в 1993 году в Ашхабаде был создан Музей туркменского ковра - «Туркменхалы».

Сегодня этот музей является одним из основных культурных центров Туркменистана, в экспозиции которого выставлено более 2000 ковровых изделий. Так в коллекции музея представлен самый маленький коврик – брелок, предназначенный для ношения ключей. Также, здесь хранится и самый  большой ковер, внесенный в книгу рекордов Гиннеса. Гигант соткан вручную, и его площадь достигает 301 кв. м.

Еще одним направлением работы музея является реставрационная и исследовательская деятельность. Запасники музея уже сегодня обладают 8 тысячами старых ковров, гели которых ждут своей расшифровки. Многие из них, в связи с почтенным возрастом подверглись реставрации, которую проводят лучшие мастерицы современности.

В 2009 году музей получил новое здание и административный корпус, теперь этот научно-исследовательский и культурный центр может организовывать международные конференции, симпозиумы и выставки.

Отдавая заслуженную дань искусству туркменских мастериц ковроткачества, в 1992 году в реестр государственных праздников была внесена еще одна торжественная дата - «Туркменхалы байрамы».

Праздник отмечается ежегодно в последнее воскресенье мая. Традиционно в этот день у государственного музея ковра проводят красочное феерическое шоу, с участием национальных танцевальных коллективов, восточных певцов – «бахши» и др. Так же у стен музея размещают замечательную экспозицию ковров, посетить которую может каждый желающий.

С 2010 года, в этот день в городе проводят ярмарки - продажи туркменских ковров ручной работы. Выставленные на продажу экземпляры могут быть как старинными, так и работами современных авторов, среди которых нередко встречаются настоящие шедевры. По свидетельству очевидцев – это самый лучший момент для покупки туркменского ковра, обилие конкурентов не дает взвинчивать цены, в тоже время предоставляя покупателям широчайший выбор.

.