Волшебство мелодий туркменских бахши

Волшебство мелодий туркменских бахши. Национальные традиции ТуркменистанаНародная музыка для туркмен, без сомнения, это звучание любимого дутара. Ведь если хорошенько прислушаться, то в его мелодии можно услышать хруст раскаленного песка в жаркой пустыне, переливчатое многоголосье горных речушек, шепот склонившихся над водой ив и плеск вод древнего Каспия -  все звуки любимого, отчего края.

Дутар – неотъемлемая часть многовековой культуры народа Туркмении, но знаменитый инструмент был бы мертв, без человека, в чьих руках он умеет петь, смеяться и плакать, передавая все оттенки и нюансы человеческих чувств. Конечно же, речь идет о людях, без которых не обходится ни одно торжество, будь то сельская свадьба или официальный государственный праздник это народные певцыбахши.

Во все времена башхи в народе пользовались огромным почетом и уважением, ведь их мастерство способно заворожить и успокоить, заставить задуматься над глубиной мысли туркменских поэтов, сопереживать героям «дестанов» (эпос).

Имена знаменитых певцов всегда на слуху, их поступки становятся мерилом добра и зла, а жизнь обрастает легендами.

О том, что состоится выступление бахши, люди обычно узнают заранее, и начинают тщательную подготовку. Выбирают наиболее удобное место для торжества, готовят угощение, продумывают вопросы для беседы.

бахши, Обычаи и традиции Туркменистана, Традиции в Туркмении, история традиций в ТуркменистанеПослушать бахши, обычно собираются до двух тысяч человек, которых нужно где-то разместить, поэтому для выступления певцов, самым лучшим местом является площадь. На ней расстилают большой ковер, рядом разводят огромный костер, что бы освещал всех присутствующих, а в нескольких метрах от него, раскидывают богатый дастархан, на который выставляют традиционные угощения: сладости, фрукты и другие угощения.

Как только спадет дневная жара, часов в 5-6 вечера, знаменитый певец появляется на публике.

По мусульманскому обычаю бахши, являются кастой и носят особую одежду: толстый халат на вате – «дон», «тельпек» - шапка-папаха из шкуры белого или черного баранов, белую рубаху и широкие штаны. На ногах, обычно красуются, сапоги из мягкой кожи. По правилам они пьют воду из святого источника, привезенную с собой, и едят, непременно, из собственной посуды.

В начале концерта музыкант выпивает пиалу чая, произносит подобающую суру из Корана, садится по - турецки (айбогдаш) и начинает петь. Сильный гортанный голос в паре с тихими, умиротворяющими переборами дутара, имеют ошеломляющий эффект. Еще недавно возбужденно гудящая толпа пришедших слушателей, мгновенно замолкает с первыми аккордами.

Через два часа непрерывного пения сказитель делает небольшой перерыв, во время которого обязательно пьет чай, восстанавливая горло, и общается с пришедшими людьми.

Так незаметно проходит короткая летняя ночь, вот уже догорает костер, занимается новый день, а музыка все летит и летит над степью. И только темные круги усталости залегли под глазами, утомленного бахши, да слегка поредела толпа слушателей.

Но всему приходит конец, концерт окончен и люди неохотно расходятся по - домам. Помощник бахши забирает у певца дутар и прячет в специальный футляр из мягкой материи, только он и хозяин имеют право прикасаться к замечательному инструменту. Сегодня дутар отлично пел – спасибо мастеру его изготовившему!
«Уста» – мастера по изготовлению дутаров для бахшиНазвание инструмента происходит при слиянии иранских слов: «ду» - два, «тар» - струна.

Да, у дутара всего две струны, но тем удивительнее извлекаемое из него количество ошеломляющих звуков!

«Уста» – мастера по изготовлению дутаров, по праву и в полной мере заслуживают того, чтобы разделить громкую славу народных бахши. Они не ставят на своих дутарах личного клейма. Зачем? Ведь каждый усто из тысячи узнает свой инструмент, по звучанию, как отец по голосу узнает своего сына.

Мастерство дутаристов всегда было в почете. За хорошо звучащий музыкальный инструмент давали коня, а секреты ремесла дутарных дел мастеров передавалось по наследству и только в семейной династии. Жаль только, что сегодня настоящих «усто» год от года становится все меньше.

Усталый бахши собирает свою торбу, завтра его снова ждут люди, о чем споет он им? Конечно, что-нибудь из национального эпоса – «дестана». Эти музыкально - поэтические сказания, имеющие прозаические и поэтические фрагменты повествования очень популярны в Туркмении, хотя родились далеко отсюда, на северо-востоке Ирана.

Однако, с течением времени иранские корни знаменитых сказаний претерпели значительную трансформацию и сегодня можно говорить о двух видах туркменских «дестанов»: тюрко - огузский народный эпосШахсенем и Гарып», «Саят и Хемра», «Тахир и Зохра», «Кер-оглы», «Аслы и Керем»), а также дестаны, сюжетная линия которых взята из иранской литературы («Лейли и Меджнун», «Шабахрам», «Мелике-Диларам», «Хурлукге и Хемра», «Гуль и Санабур»). Первые, опираются на примеры из мировой литературы, вторые – на сюжеты из сказок. И те, и другие необыкновенно популярны в народе по сей день.

Самобытные особенности туркменской музыки выражаются в оригинальных приемах пения бахши. Исполнители поют с огромным напряжением голосовых связок и обычно в верхнем регистре. По применяемым оборотам вокального искусства, нередко можно определить к какому племени принадлежит тот или иной певец.

Так, если бахши при исполнении применяет «секдирмек» - необычно исполняемые форшлаги - своеобразные икания, то можно говорить о его принадлежности к племени йомудов, проживающих в Ташаузском велаяте. А их соседи – племя чаудыров, в свою очередь применяют еще более непривычный для европейцев прием – горловое пение хриплым голосом - «алкым сес».

В сегодняшнем Туркменистане, по словам его лидера, созданы беспрецедентные условия для творчества бахши. В целях продолжения и развития народных традиций, созданы специализированные школы искусств, где изучают творчество знаменитых народных исполнителей, а в государственной консерватории открыты факультеты: «Бахши» и «Туркменская музыка».

Ежегодно, во второе воскресенье сентября  в стране широко отмечается всенародный праздник  -«День туркменского бахши», официально внесенный в государственный реестр в 1992 году.

.