Городище Дальверзин-тепе

Из глубины тысячелетий

Городище Дальверзин-тепе расположено в Шурчинском районе Сурхандарьинской области в плодородной долине Сурхандарьи. Его начало восходит к III н.э., расцвет приходится на эпоху Кушан (I-IV вв. н.э.), упадок- на IV-V вв.

В период расцвета город был окружен оборонительной стеной длиной около 2,5 км, толщиной до 10 м и широким рвом. В стенах и башнях города были устроены стрелковые галереи и казематы, а на гребнях – боевые ходы и площадки для стрелков, пращников и камнеметных орудий (при расчистках обнаружены запасы булыг возле стен и россыпи округлых галек на их внешних склонах).

Археологически Дальверзин-тепе почти «стерильный» античный город, раскопки которого дают возможность изучать градостроительные особенности, фортификацию, архитектуру, искусство и материальную культуру Северной Бактрии, особенно для времени Великих Кушан.
По мнению Пугаченковой, «сопоставление исторических и археологических данных дает основания отождествить его с той первоначальной столицей кушанской империи, расположенной к северу от Амударьи, которая под наименованием Ходзо фигурирует в древней китайской хронике».

Систематическое изучение Дальверзин-тепеначалось в 1967 году. Раскопанное археологами городище площадью около 47 гектаров  было буквально нашпиговано артефактами. В северо-западной части городища раскопан храм бактрийской богини, где обнаружены скульптуры божеств и уникальные образцы настенной живописи  с изображением жрецов и младенцев. В центре найден буддийский храм II-III вв. н.э. в загородной зоне обнаружены руины другого буддийского святилища, воздвигнутого, судя по находкам монет, еще раньше – около I в. н.э. Оба культовых комплекса некогда были украшены глиняной и гипсовой скульптурой. Археологи обнаружили более трех десятков великолепных скульптур разных размеров - от полуметра до 3 и 4 метров высотой. Среди них многочисленные статуи Будды, бодхисатв, других буддийских персонажей, скульптурные изображения правителя, его наследника, знатной дамы, вельможи.

Часть археологической коллекции Дальверзин-тепе экспонировалась на выставках в Японии, Швейцарии, Германии, Франции, США, Малайзии, Республике Корее. Центральную часть города занимали кварталы богатых горожан, застроенные жилыми домами с просторными айванами, парадными помещениями и хозяйственными постройками.

Во многих домах количество комнат  достигало двух, а то и трех десятков. В одном из таких домов и был найден знаменитый дальверзинский клад. При раскопках найдены также многочисленные  изделия из слоновой кости, полированного камня, медные монеты, бусы из драгоценных камней, тонкостенная керамика, относящаяся к греко-бактрийской эпохе. Вместе с этими предметами найдены фрагменты красно-лакового кратера  и чернолощеной тарелки, вероятно привозных.

В южной части города находился обширный квартал керамистов (более десятка печей), которые обеспечивали керамическими изделиями самых разных форм и размеров жителей города и население пригородов, о чем свидетельствует география находок.
О значении результатов раскопок на Дальверзин-тепе можно судить, лишь зная историю региона.

Забытая империя

Сначала были случайные археологические находки медных и золотых монет с изображениями грозных бородатых царей и божеств, один перечень которых ставил ученых в тупик: иранский бог солнца Митра, среднеазиатская богиня плодородия Ардохшо, индийский Шива, ближневосточная богиня-мать Нана, греческие Гелиос и Селена, египетский бог Серапис и , наконец, Будда… Где, когда и в каком государстве мог существовать такой причудливый пантеон?

Не менее странными были и надписи на монетах: греческие, индийские, но в большинстве случаев выполненные греческими буквами на неизвестном языке.

Первые такие монеты попали в руки ученых еще в 1820-х годах. В греческих и индийских надписях повторялись титулы и имена загадочных царей- Кадфиз, Канишка… Иногда с титулом «царь царей» упоминалось название народа или страны – Кушан.

Из имен ученым было знакомо только одно – Канишка. Об этом древнем правителе, покровителе Буддизма, сообщалось в буддийских текстах Индии, Тибета и Китая. Это имя было знакомо великому среднеазиатскому ученому-энциклопедисту Абу Райхану аль-Беруни. Но никто никогда не упоминал о том, что этот знаменитый древний царь был кушанским государем! И что это за страна такая Кушан?

Постепенно великая империя древности начинала восставать из небытия. Как оказалось, в древних текстах сохранилось довольно много разрозненных сообщений о ней. О могучем Кушанском царстве писали китайские летописцы, путешественники, странствующие буддийские монахи. О нем знали римские географы и историки. Название этой страны в персидском варианте – Кушан-шахр- встречается в надписях сасанидских царей Ирана, о войнах Сасанидов с кушанами писали армянские и сирийские авторы.

Однако от великого государства не осталось «ни былин, ни эпосов, ни эпопей» - только краткие разрозненные тексты и надписи на монетах. И вот в середине прошлого века французские археологи, раскопавшие большой кушанский храм в Сурх-Котале (Северный Афганистан), нашли высеченный на камне текст, относящийся к временам правления царя Канишки. Он состоял из четких прописных греческих букв. Но прочесть надпись оказалось совсем не просто. В тексте отсутствовали не только знаки препинания, но даже простое деление на слова. И главное – перед учеными был, как оказалось, новый, совершенно неизвестный до сих пор язык. Расшифровать надпись наиболее точно смог один из крупнейших знатоков древних языков Центральной Азии Владимир Лившиц.

Надпись позволила наконец определить язык кушанской Бактрии – родины и основного ядра Кушанского государства. Это был один из восточноиранских языков, близкий согдийскому и хорезмийскому.

В период правления Канишки и Кушан превратился в одно из сильнейших государств Древнего мира. Наряду с Римской империей, Парфянским царством (позднее – сасанидским Ираном)и Китаем он вошел в четверку «великих держав» древности, распространивших свое влияние на всей территории от Атлантического до Тихого океана. Позднее историки назовут этот период (I-IV вв. н.э.) «имперским». Именно в это время из Китая через земли кушан и парфян в римскую Сирию протянулась крупнейшая в истории человечества караванная дорога – Великий шелковый путь.

Одним из самых значительных достижений кушанской эпохи стал высокий уровень культуры, в которой были сплавлены достижения местной цивилизации древневосточного типа, лучшие традиции культуры эллинизма, утонченность искусства Индии и особый стиль, принесенный кочевыми племенами с просторов Азии.

О том, как культура Кушан усваивала и творчески перерабатывала различные традиции, и позволяют судить результаты раскопок на городище Дальверзин-тепе, бывшего некогда главным городом набирающей могущество Кушанской империи.

А дальверзинский клад по своей научной значимости не уступает знаменитому амударьинскому кладу, хранящемуся в Британском музее. Впервые на всем Среднем Востоке обнаружен клад драгоценных кушанских изделий, притом исторически утонченный благодаря находке его в археологическом слое.

.