Международный мотопробег "Дороги Средней Азии. Памир 2010".

Данное мероприятие нерядового порядка, так как впервые планируется провести официальный мотопробег по странам Средней Азии, членам СНГ. Эксклюзивность акции придает и то, что участниками пробега являются граждане Украины, Молдовы и России.  Восемь мотоциклов пройдут за месяц 15 тыс. км. по территории Украины, России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. В планах - посещение городов-памятников Узбекистана: Хивы, Бухары и Самарканда. Часть маршрута проходит по самой высокогорной дороге в СНГ - Памирскому тракту.  Планируется также посещение базового лагеря альпинистов (3600м) под пиком Ленина. Мотопробег проводится с целью объединения байкеров, проживающих во всех уголках земного шара, вокруг идеи свободного движения по всему миру, популяризации мототуризма и привлечения пристального внимания широких слоев населения, и в первую очередь  молодежи, к миру мотопутешествий, спорту, здоровому образу жизни.  Участники пробега докажут существование безопасных туристических направлений в Средней Азии. По всему маршруту участники мотопробега проведут мероприятия с участием байкеров, проживающих за рубежом, представителей местных властей, руководителей международных организаций, выдающихся деятелей в области культуры, искусства и спорта. Традиционно для мото-клубов, планируется посещение детских домов и вручение подарков детям. Акция проходит при поддержке АВТ Бавария, Федерации Мотоспорта Украины, Федерации Мотоспорта Казахстана, журнала "Байк", журнала "Мото Драйв", журнала "Б-52", Первого Автомобильного телевизионного канала.

Группа мотоциклистов из Украины, Росии и Молдовы проверила себя и свои BMW GS в экстремальной поездке на Памир. Читайте, что такое настоящая горная Азия.

Идея осуществления такой поездки возникла давно. К организационным моментам мы подошли очень основательно: собирали и изучали информацию о местах, через кото­рые планировали проехать, разрабатывали маршрут. Мы собирались замкнуть кольцо из всех республик средней Азии бывшего СССР (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Тад­жикистан и Киргизия); заехать со стороны Астрахани через Усть-Уртское плато к тому, что осталось от Аральского моря; побывать в древних городах на территории Туркмени­стана и, конечно, пройти через все перевалы Памирского тракта.

Наша команда состояла из шести мотоци­клов и двух внедорожников технической поддержки. На мотоциклах ехали украинцы Виктор Лаппий, Максим Максаев, Константин Гаркуша, Владимир Павельский; россиянин Андреи Пав­ловский, молдаванин Валерий Хннку. На внедо­рожниках ехали Олег Боженов, Андрей Лишсин и Сергей Предко (Toyota Hilux), а также Роберт Плоскина и Дмитрии Гисем (Toyota Tundra). В общем, команда у нас собралась интернацио­нальная. Первого мая рано утром началось наше путешествие: мы выехали из Киева в сторону Волгограда. Застоявшиеся от зимней спяч­ки мотоциклы понеслись вперед с особым азартом, предвкушая долгий и интересный путь.

Вырвавшись из городских будней, мы радовались первым сотням пройденных ки­лометров. Вот и первая граница, которую мы прохо­дили довольно долго. Когда попали па терри­торию России, уже наступил вечер. Это стало первым расхождением с графиком поездки: за первый день мы планировали доехать до Вол­гограда, где к нам должен был присоединиться .наш российский товарищ. Пришлось остано­виться на ночь в ближайшем мотеле. На следующее утро мы продолжили путе­шествие. И сразу же произошел первый казус: Костя уронил свой R1200GS и сломал пополам датчик дроссельной заслонки. Судя по всему, для одного из нас дальнейший путь мог продол­жаться только на эвакуаторе. Проблему решил Роберт из команды техподдержкн: достал из своей технички паяльник, вместо графитового напыления нашел обычный карандаш, клей - и Костя поехал дальше. Причем, проехал без про­блем еще 5 ооо км. Проехав Волгоград, где к нам присоеди­нился Андрей Павловский, мы продолжили путь, ведь в тот же день планировали ноче­вать в Астрахани.

Для нас было важно соблю­дать временные рамки до Узбекистана: там нас ожидали, был согласован график движе­ния и ночевок. На российско-казахской границе встретили двух молодых англичан - парня и девушку на двух малокубатурных Suzuki, подготовленных к дальним поездкам. Познакомились, помогли «прицепом» пройти границы обеих государств, обменялись координатами и выяснили, что они едут аналогичным маршрутом через Памир. Только с другой стороны. В первом казахском городе Атырау мы сра­зу почувствовали восточное гостеприимство. Молодой человек, прогуливающийся с семьей по городу, провел нас в отличную бюджетную гостиницу, расположенную в центре города.

Па­рень подождал, пока мы разместимся, и отвез в хороший ресторанчик местной кухни. На следующее утро - ранний подъ­ем: нам предстояло знакомство с казахскими степями и пустыней. План был такой: в Бейнеу «пере­обуть» мотоциклы и пересечь границу Казах­стана и Каракалпакии, заночевав в Нукусе, где нас должны были встретить представите­ли агентства «Азия Тревел». В Бейнеу ждал сюрприз: в городе с утра не было света, и никто не знал, когда он появится. А дорога от Бейнеу начиналась поистине гээсовская. Когда мы поняли, что не дождемся электроэнер­гии, решили ехать дальше на дорожной резине. 8о км дороги до узбекской границы четко показали, с чем нам придется столкнуться в дальнейшем. К границе подъехали уже в сумерках. Ночь, до ближайшего населенного пункта 18o км.

Неподалеку нашли местную чайхану - совершенно убо­гую, но для нас это было не существенно. Десять человек в спальниках на полу богом забытой чайханы посреди пусты­ни - рай для мотопутешественников. Попив с утра кофе из собственных запасов, мы поехали дальше. Днем в Кунграде встретились с нашим провожатым по Усть-Урту. Засветло успели проехать еще несколько км до города Муйнак, который расположен в устье реки Сырдарьи и когда-то омывался Аральским морем. До 1973 года здесь находились пять консервных заводов, которые обеспечивали продоволь­ствием всю советскую армию в годы Второй мировой войны. Сейчас от почти 100-тысячного населения города осталось едва 18 тысяч жителей, Аральское море отошло от Муйнака более чем на 150 км. Ржавые скелеты кораблей разбросаны по пусты­не, которая ранее была морским дном. Сейчас здесь жара, песок и больше ничего. Направляясь в эти места, мы хотели «догнать» оставшуюся воду Аральского моря и подойти к берегу. Утром следующего дня вышли на плато Усть-Урт. Еще 30 км асфальта - и нача­лась пустыня. Слева вдали виднелись несколько газодобывающнх вышек и на этом присутствие человека в этих безжиз­ненных местах заканчивалось. Мы все дальше продвигались по Усть-Урту.

На горизонте начали виднеться каньоны, которые 35 лет  назад образовывали береговую линию Арала. Мы поднялись вверх на плато, и перед нами открылся необыкно­венный вид на десятки километров во все стороны. До Арала оставалось около ста двадцати километров бездорожья. Вот оно, Аральское море! Остановив наших «железных ко­ней», дальше мы пошли пешком. Оказалось, к самой воде по­дойти невозможно: в 10 метрах от воды начинался ил, в кото­ром можно было увязнуть по колено. На берегу мы развернули свою полевую кухню и пообедали. Спускаться к морю оказалось гораздо проще, чем подымать­ся обратно. Гээсы не хотели карабкаться на 40-градусные подъ­емы, двигатели из-за нехватки мощности то и дело глохли. Сказывалось низкое качество местного 8о-го бензина. Преодолев очередное препятствие, мы погнали на выезд в сторону Кунграда. Выехали с плато уже в сумерках. Слегка перекусив, помчались в Нукус, где остановились на ночь. Все спали как убитые. На следующий день нас ждал город-музей Хива. Старый город - как на картинке. Говорят, имен­но здесь снимали «Белое солнце пустыни», где Абдула заколол Петруху вместе со смотрителем.

В Хиве, наконец-то, мы переобули наши мотоциклы во внедо­рожную резину. Далее наша дорога вела в Туркменистан. Туркмены на гра­нице долго возились с 

оформлением въездных документов, а мы изнывали под палящим солнцем в ожидании друг друга. До границы специально не заправлялись, хотели дотянуть до бли­жайшего туркменского города и залить местного 9б-го бензина. После заправки мотоциклы, почувствовав облегчение, понес­лись, как на крыльях. До следующего пункта нашей поездки - Дарвазы — нам предстояло пройти зоо км. Когда-то па этом месте стояла га­зодобывающая вышка, и вдруг под ней провалилась земля, образовав яму диаметром 6о м и глубиной более 20 метров. Это произошло в 1971 году. Геологи, обследовав яму, нат­кнулись на подземную пустоту, заполненную газом. Чтобы вредные пары не выходили наружу, было решено поджечь их. Планировалось, что весь газ сгорит за пару дней, но геологи ошиблись: яма пылает огнем днем и ночью уже почти 40 лет.

До Дарвазы мы доехали уже ночью, по это не помешало нам насладиться великолепным пейзажем - зарево от ямы отчет­ливо видно километров за тридцать. Столица Туркменистана Ашхабад поразила своей ар­хитектурой. Сложилось впечатление, что все дома города облицованы белым мрамором. На центральной площади, среди дворцов, на огромном постаменте возвышается ста­туя Туркмен-баши, выполненная из чистого золота. А в не­скольких километрах от города расположена самая большая в мире мечеть, занимающая площадь более гектара, в ко­торой во время молитвы может разместиться более 10 ооо человек. Величественные минареты, здание мечети, вы­строенное из итальянского белого мрамора, - все расписано золотом, а внутри устлано дорогими коврами — выглядит просто завораживающе! Посмотрев Ашхабад, мы отправились через пустыню в го­род Мери, что в 350 км на юге. Хотелось посетить древней­ший город Средней Азии Мера, вернее, то, что от него оста­лось.

Своего расцвета город достиг в XII веке, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. По некоторым оценкам, на то время Мерв превосходил по разме­рам и количеству населения такие мегаполисы древности как Константинополь и Багдад. Дальше мы отправились в Бухару. Предприимчивые туркмены взяли за проезд понтонного моста по $40 с каждого транспортного средства, и мы снова въехали в Узбекистан. Бухара порадовала теплым майским вечером. Мы остановились в хорошей гостинице в центре города, а ужинать отправились в тихий ресторанчик, расположенный в древнем медресе - бывшей духовной семи­нарии, где когда-то проходило обучение юношей для духов­ной и государственной службы. Следующий день был полностью посвящен экскурсиям по древ­нему городу, посещению крепости и мавзолея Саманидов. Улочки пестрели лавками с шелками и различными азиатскими украше­ниями, ремесленники и кузнецы предлагали свои товары. В воздухе витал дух Азии, ведь мы находились на Великом Шелковом пути.

В Бухаре у нас был запланирован визит в единственный в стране детский дом. Чтобы порадовать детишек, мы везли им большой телевизор с DVD, а также целый набор старых добрых советских мультиков. Подарки подготовил наш спонсор «Козыр­ная карта». В дестком доме нас встретили специальной програм­мой, все было очень трогательно п душевно. В благодарность за подарки дети преподнесли сотканное вручную панно. Еще одно утро - и мы снова отправляемся в путь. Следующий пункт - Самарканд, известный правлением великого хана Тамер­лана. Старая городская площадь, окруженная с трех сторон фаса­дами медресе с минаретами, выглядит очень колоритно. Конечно же, мы посетили мавзолей, где покоятся хромой Тимур, его сыно­вья и внуки. Для мусульман это святое место. До недавнего време­ни внутрь усыпальницы могли попасть только глава государства и его родственники, простым людям вход был запрещен. Ну и, конечно же, побывать в Узбекистане и не попробовать настоящего узбекского плова - просто недопустимо!

В одном из местных ресторанчиков мы поужинали очень вкусным пловом, после такого ужина — только отдыхать! А впереди нас ждал Памирскнй тракт и перевал Ак-Алтап (4655 м) - главная цель нашего пробега. Путь к нему проходил через Душанбе. Уже привыкнув к бюрократии на границе, мы сте­пенно въехали в Таджикистан. Изменившаяся с равнинной на горную местность напомнила нам о предстоящих восхождениях п перевалах. Открывалось второе дыхание. Как только мы начали восхождение, сразу почувствовали гор­ный климат. Пошли дожди, температура поползла вниз. Первый перевал высотой 3200 м встретил нас множеством бродов через горные речушки п полным бездорожьем, глиняные колеи сменя­лись грейдером. У одного из внедорожников техподдержки нача­ло буксовать сцепление. На ночь мы остановились в Даштаке. Наутро, стряхнув налипшую глину с подножек мотоциклов а помывшись под дождиком, мы направились в Хорог. Это городок в предгорье Памирского хребта, откуда начинается Памирский тракт. Дорога, извиваясь, вела в горы. Справа от нас через реку простирался Афганистан. Горные пейзажи захватывали дух, а останки сгоревших БТР-ов напоминали о недавних боевых действиях. Через каждые 10-15 км попадался пограничный па­труль из трех автоматчиков. Едва заметные горные тропы опоясывали горы на афганской стороне. Мы с изумлением наблюдали как двое афганцев идут с груженым мулом. Они шли по тропе на отвесной стене, причем, один из них тащил на спине... дверную коробку с самой дверью. На высоте 4244 M мы преодолели очередной перевал. Ста­новилось трудно дышать, слегка кружилась голова. Некото­рых из нас настигла «горнячка».

На высоте у человека сгуща­ется кровь, начинает болеть голова, знобит. Необходимо пить больше воды п принимать аспирин. Да еще и шел настоящий снегопад: вот-вот дорогу заметет, п мы вообще не увидим, куда ехать. С выставленными в стороны йогами, мы кое-как ползли вперед. На обочине заметили огромный бульдозер, который должен был чистить то, что называлось дорогой. Оказалось, что рабочие застряли и сами ждали помощи. Недолго думая, одна из наших техничек подцепила лебедкой rope-бульдозер и вытащила его на дорогу. Надо было видеть глаза рабочих! Заправлялись мы в поселке Мургаб, расположенном на высоте 3650 м над уровнем моря — просто зачерпывая бензин ведром, из местной бочки. Мы так и не поняли, как и зачем там живут люди; ни растительности, ни нормальных погод­ных условии, одни горы. Утром, после некоторых усилии, мы все-таки за­вели наши мотоциклы: сказывался разряженный воздух. Разогревшись, мотоциклы стали работать нормально.

Мы достигли самой высокой точки нашего путешествия -перевала Ак-Байтал (4655 м). Дорог здесь и вовсе нет, сплош­ная стиральная доска. Ну, ничего, наши мотоциклы выручили. Горные вершины по 5700-6000 м с ледниками на макушках радовали глаз, вдоль дорога тянулась китайская граница. За­бор с колючей проволокой и контрольной полосой сопрово­ждали нас несколько сот километров. На горизонте показалось горное озеро Каракуль, берега кото­рого очерчены солеными отложениями. Просторы в этих местах дают человеку понять, насколько он одновременно ничтожен и велик в этом мире. После границы с Киргизией пошел крутой спуск вниз по гли­не и снегу. Здорово помогли шипованные шины. На следующий день мы немного прогулялись по центру города Ош, зашли на местами рынок, а после обеда отправились в Таш­кент.

Как оказалось, в столице Узбекистана запрещено движение мотоциклов. После Узбекистана нам предстояло проехать по территории Казахстана более 2000 км, чтобы через Актобе въехать в Рос­сию. Пересекая узбекско-казахскую границу, мы были «обрадо­ваны» сюрпризом от пограничников: оказывается, нам не анну­лировали временный ввоз транспорта при выезде из Таджики­стана. Но для нашей мотогруппы нет ничего невозможного, все разрулишь. И вот перед нами Чимкент, и опять казахские степи. Горизонт полностью затянут свинцовыми тучами, где-то идет сильный ливень. Вначале проскакивали мысли: не остаться ли в Чимкенте на ночь, но, все же, решили рискнуть и доехать до Кызылорды, тем более, дорога хорошая, асфальт. Прохват после Кызылорды должен быть экстремальным: нам предстояло преодолеть по казахской пустыне через Арал до Актобе 8оо км, причем, после Арала дорога заканчивалась, начи­нались направления. Потянулись сотни километров однообразия: солнце, песок, верблюды и больше ничего вокруг.

Мы объезжали Аральское море сверху. За 250 км до Актобе дорога была отлично!!, даже не верилось, что мы, наконец-то, добрались до асфальта. Впро­чем, проехав бывший Актюбинск, мы поняли, что рано радо­вались по поводу дорога. Мотоциклы приходилось и прямом смысле «ловить» на дороге, а нам - снизить темп. Так продол­жалось километров юо. Изнуренные казахским солнцем, засыпая на ходу от однооб­разных пейзажей, мы доехали до казахско-российской границы. «Родная земля уже близко» - подсказывал В1гутреннпй голос. Утром, домчав до Саратова, мы окончательно поняли, что уже практически дома. Через город ехали, наверное, час: проб­ки н гаишники не давали возможности ускориться. Российско-украинскую границу прошли в полночь, а трасса Харьков-Киев даже ночью казалась нам очень родной. Всем хотелось поскорее добраться домой. И вот, 25 мая утром мы въехали в Киев. Попрощавшись друг с другом, мы разъехались по домам. Путешествие закончено!

Благодарим узбекское туристическое агент­ство «Азия Тревел» и лично директора агент­ства Шухрата Хасанова за помощь и поддержку на протяжении всего пути следования.

.