Термез

Термез. Узбекистан. История, памятники и фотографии ТермезаСовременный Термез  - сравнительно молодой, развивающийся город – административный центр Сурхандарьинской области, расположенной на юге Узбекистана и граничащей с Туркменистаном на западе, Афганистаном на юге и Таджикистаном на востоке. Сурхандарья - огромная территория в 20,1 тыс. км с населением 1 957, 8 тыс. чел, из которых 140 тыс. чел. проживает в Термезе. Климат региона резко континентальный, с характерно жарким и продолжительным летом и холодной, но не долгой зимой.

Термез принадлежит к числу немногих городов, чье историческое развитие не происходило на одном месте. Пережив очередное разрушение, город восстанавливался в новом месте, недалеко от похороненных руин, но в пределах одного района, между Амударьей и Сырдарьей. Собственно поэтому, вспоминая об истории Термеза, мы говорим обо всех территорий, когда-то занимаемых этим городом.

Первые поселения на этих землях были образованы еще в V-IV  веках до н.э., а первым основателем города, называют Бактрийского царя Зоротастра.

Хочется верить в красивую легенду, но из исторических летописей явствует, что поселения стали преобразовываться в город, значительно позже во времена похода Александра Македонского (IV- III век до н.э.), когда он основал свою Александрию Оксианскую на месте бактрийской крепости Кампыртепа. И только позже, во II веке до н.э., во времена правления греко-бактрийского царя Деметрия начался настоящий рост небольшого городка основанного в цитадели, носящей его имя.

Первым названием Термеза, под которым он стал известен в истории, было - Тарамастха, или Тарамата, что в переводе с бактрийского обозначало «речная переправа», так как недалеко от поселения было место перехода через Амударью.

Наибольшего расцвета город  добивается в эпоху Кушанского царства в I веке нашей эры, в этот период он становится крупным административным и религиозным центром, а так же получает название – Термита. Кушанские правители придерживались политики веротерпимости, поэтому наряду с зороастризмом в Термезе процветали индуизм, буддизм и другие религии.  Именно отсюда шли миссионеры, несшие учение Будды на север в Согдиану, на запад в Маргиану, Тибет и Китай.  Летописи донесли до нас имена славных уроженцев Термеза, ставших знаменитыми проповедниками, это Чжи Цзянь, ведший свои проповеди в столице Китая Лояне и городе Нанкине, и буддийский монах Дхармамитра сыгравший решающую роль в становлении буддизма в Тибете.

Несомненно, именно тогда, в первые века в городе была создана та истинно творческая и интеллектуальная атмосфера, которая и предопределила в дальнейшем появление такой легендарной личности как Мохаммад Али Хаким ат-Термези, до сих пор столь высокочтимый в мире Ислама.

В V-VI веках нашей эры Термез стал частью царства эфталитов, потом Сасанидов, пришедших из Ирана. В VII веке в городе воцаряется династия Термезшахов.
В 705 году в Термез пришли арабы.
 К X веку это уже наикрупнейший феодальный город – административный, ремесленный и культурно-просветительский центр. В это время город приобретает истинно восточный вид, строятся оборонительные укрепления цитадели, возводятся монументальные здания характерной  архитектуры, развиваются науки, теология  и культура.

Годы текли за годами, века за веками, одна правящая династия сменяла другую, приходили и уходили захватчики, Термез много раз разрушался и возрождался вновь, восстанавливая не только стены разрушенного города, но и былую политико-экономическую мощь.
Последнее тотальное разрушение Термеза пришлось на правление династии Шейбанидов.
Борьба за трон, междоусобицы и кровопролитные войны второй половины XVIII века вновь превратили город в руины. И лишь через сто лет на месте одного из двух уцелевших кишлаков (Салават и Паттакесар), расположенных на окраине старого города, Термез вновь был возрожден.

Возникновение нового Термеза напрямую связано с приходом в эти места русских в конце XIX века. Борясь с грабительскими набегами на территорию России, царское правительство предприняло несколько военных походов в Среднюю Азию, в ходе которых аннексировало часть территорий Туркестана. 15 января 1893 года бухарский эмир официально передал Термез России. Это было весьма кстати, здесь стали строить пограничный форпост, охранявший рубежи России на дальних подступах.

Новый Термез имел облик странного полуевропейского, полуазиатского города. Одноэтажные постройки казенных зданий из жженого кирпича и жилые дома из сырца с восточными плоскими крышами и европейскими окнами, обращенными на улицу.
С проведением электричества, телеграфа, строительством железнодорожной ветки, Термез превратился в основной военно-стратегический пункт на Амударье.
После октябрьской революции 1917 года, Термез не потерял своего военного значения.
В советское время Термез, как пограничный город был практически закрыт для посещения туристами. В это время на его территории строится множество военных объектов: военный аэродром, речной порт, так называемый «мост дружбы», соединивший город с территорией Афганистана.

Сегодняшний современный Термез – южные ворота страны, рад принять гостей. За годы независимости, он стал красивым, современным городом. Улицы  его расширены, дороги отреставрированы, построено множество домов в величественном восточном стиле, благоустройству подверглись рынки, парки отдыха, спортивные комплексы и центры образования и культуры. И сегодня в город на Амударье приезжает все больше и больше гостей, желающих прикоснуться к красоте и тайне былых времен.

Памятники истории и достопримечательности Термеза.


Архитектурный ансамбль Хаким - ат - Термези (XII-XV вв.)

Памятник, созданный руками неизвестного художника-каменотеса IX века. Это могила знаменитого во всем мусульманском мире ученого и писателя шейха Абу-Абдаллах-Мухаммеда бини-Али бини-Хусейн ал-Хакими Термези. В народе его называли «Термез-ота»- «отец Термеза» и чтили как святого покровителя города. Дошедшие до нас сведения о шейхе очень скудны. Он происходил из бедной семьи …

Мемориально-культовый комплекс Султан Саодат (XIII-XVIIIвв.)

Комплекс мавзолеев Султан Саодат («царь счастья») – фамильная усыпальница династии Сейидов. Изумительной красоты купола и легкие, как бы парящиемечети за высокими стенами, этот ансамбль, строившийся на протяжении веков, представляет собой удивительный музей средневекового зодчества. Мавзолеи постепенно пристраивались друг к другу и в итоге образовали красивый вытянутый …

Ханака Кырк-Кыз (от VI до XI вв.)

«Кырк-Кыз» - дословно - «сорок девушек», в тюркской мифологии Аллах по их просьбе обратил их в камень, спасая от «неверных». На самом деле все не так безобидно. В древние времена, для защиты города от набегов кочевников, наряду с воинами - мужчинами, воевали и женщины. Они были объединены в отряды по сорок человек, во главе которого обычно стояла самая опытная и хорошо …

Буддийский храмовый комплекс Фаязтепа

Храмовый комплекс располагается совсем не далеко от стен древней Тармиты и занимает участок 117х34 метра протянувшийся между берегом Амударь, и древним караванным путем. Храм представляет собой девятнадцать отдельностоящих помещений с глубокими нишами в стенах, которые соединены широкими перекрытиями. На раскопках Фаяз-тепе ученые обнаружили множество интересных находок: фигуры …

Джаркурганский минарет

В кишлаке Минор Джаркурганского района, что в 60 км от Термеза, находится величественное сооружение – минарет, который принадлежал большой соборной мечети (ныне разрушенной). Минарет возвел в 503г (1110г.) зодчий "Али сын Мухаммеда из Серахса", о чем свидетельствует надпись на одном из ребер. Минарет и мечеть были построены по приказу эмира Султана Санджара. Фундамент строения выложен …

.