Летняя резиденция бухарского эмира - дворец Ситораи Мохи-Хоса

Почему-то к загородной резиденции бухарских эмиров с поэтичным названием Ситораи Мохи-Хоса (Дворец между звездами и луной) туристы проявляют меньше интереса, и совершенно напрасно. Несмотря на то, что дворец возведен сравнительно недавно(менее ста лет назад) и на его архитектуру повлияли европейские традиции, именно здесь можно получить представление о бухарском дворцовом интерьере, об устройстве и быте царского двора.
Летняя резиденция последнего бухарского эмира - дворец Ситораи Мохи-ХосаДворец Ситораи Мохи-Хоса сегодня находится практически в черте города, окруженный санаториями и жилыми постройкамию удивительно, но здесь совершенно другой микроклимат. По сравнению с раскаленным июльским зноем центром Бухары здесь царит прохлада: знали зодчие, где построить дворец. Возможно , они тоже пользовались древним методом выбора места для строительства. Найдя несколько подходящих участков мастера привозили туда освежеванные туши баранов и оставляли на какое-то время. На месте, где туша дольше всего оставалась неиспорченной, начинали строительство.

Возведение дворцового комплекса начато при Абдуллахад-ханеотце последнего бухарского эмира Саида Алимхана из династии Мангытов. Первый дворец (гарем) представляет собой памятник старого дворцового быта, с традиционной планировкой и убранством. Стены его разукрашены клеевой краской и поражают богатством ганчевой резьбы. В художественной отделке проявлен старый узбекский национальный стиль.

Дворцовый комплекс построен по примеру традиционных бухарских домов и состоит из трех частей: вход, окруженный по периметру мастерскими ремесленников, наружный двор (для мужчин) и внутренний двор (для женщин)

Эмир заимствовал европейскую технику в отделке дворца и перенес сюда смешанный стиль пригородных европейских дворцов. Все это отражено в планировке здания, манере ориентации, плане и содержании сада, в формах беседок, павильонов.

Собственно дворец представляет собой одноэтажное здание в виде буквы «г», с примыкающим айваном. Посередине находится двор с фонтаном. Наружные стены дворца украшены рельефным орнаментом ганчевой лепки. По краю крыши проходит балюстрада, украшенная декорация вазами.

В великолепной отделке тронного зала впервые была применена техника резьбы по ганчу на зеркальном фоне. Изобретение это принадлежит усто Ширину Мурадову. Ныне на территории дворца установлен памятник знаменитому мастеру. Кстати, полвека спустя усто Ширин Мурадов со своими учениками украсил в этой технике Бухарский зал Государственного Академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Великолепный красный ковер тронного зала в торжественных случаях менялся на белый.

А вот в оформлении приемного покоя дворца использована традиционная роспись по ганчу (работа народного мастера Хасанджана). Живописно оформлены т стены, и потолок, причем ни один мотив росписи не повторяется. Это своего рода забота о тех, кто вынужден был часами ждать высочайшей аудиенции, - чтобы глаза не уставали.

Среди внутренних покоев дворца выделяются летняя комната с разноцветными окнами (чайхана), банкетный зал с раздвижными и меняющимися в зависимости от сезона стенами (сохранился лишь один комплект стен), голландскими изразцовыми печами, исполняющими при здешнем климате лишь декоративную функцию, и куполообразным потолком, каким-то образом обеспечивающим циркуляцию свежего воздуха.

В летней комнате представлена большая коллекция японских и китайских ваз. Говорят , что у эмира была привезенная из Китая чаша, которая меняла цвет, если в еде или напитках оказывался яд. Эмир принимал пищу, только прошедшую проверку этой чашей.

Обращают на себя внимание зеркала: венецианское, абсолютно не искажающее изображение, японское, с рамой из так называемого «вареного» стекла, и трельяж, где отражение повторяется сорок раз. Говорят, что к этому зеркалу подводили новых наложниц эмира и предупреждали : сколько отражений в зеркале, столько у тебя соперниц, с которыми придется тягаться.

Несколько в глубине сада находится ничем не примечательное с виду здание, которое называют павильоном княгини Ольги – сестры российского императора Николая II. Правда, Ольга здесь ни разу не была, здание служило гостевым домиком. Оно кажется больше изнутри, чем снаружи, благодаря своему богатому убранству. Только на реставрацию росписи стен было потрачена 4,250 кг сусального золота.

Строительство дворца было закончено в 1918-м, а в 1920-м эмир бежал за границу, прихватив с собой и надежно спрятав в горах несметные сокровища, так называемое «золото Мангытов». Но это уже совсем другая история…

Историко – архитектурные памятники Бухары

.