Риштан

Риштан – одна из жемчужин Ферганской долины, город, расположенный в 50-ти км от Ферганы и Коканда. До 1977г это был небольшой населенный пункт, в двенадцати километрах от железнодорожной ветки, именовавшийся поселком Куйбышево

Сегодня, это вполне современный город с населением 22 580 человек – административный центр одноименного района. Риштан, как и все города Ферганской долины славится изумительно сладким урюком, янтарным виноградом и дивно пахнущими дынями, но не в выращивании этих роскошеств его главное призвание.

РиштанГород издревле носит гордое звание «Главной гончарной мастерской» Узбекистана. И хоть в стране есть немало замечательных, очень самобытных региональных центров керамики, таких как Самарканд, Бухара, Гиждуван, Хорезм, Коканд, Наманган, Гурумсарай, Андижан, это почетное звание досталось малоизвестному поселку. А справедливо - ли это?

Искусство художественной керамики Риштана зародилось в глубокой древности и историю его возникновения, овеянную множеством легенд, еще только предстоит открыть археологам. Традиции искусства керамики многих соседних керамических центров, бытовавших еще в начале XX столетия, к его концу были почти полностью утрачены, и только в Риштане (в этом его феномен) промысел развивался стабильно, на протяжении столетий сохранив свою стилистическую целостность.

Развитию гончарного промысла в Риштане способствовало изобилие местного сырья. Практически все компоненты для изготовления керамической посуды, от глины до красителей, можно добывать на месте или в близлежащих районах. В самом городе есть красноватая глина - хоки cуpx, и местные мастера считают что: «…их глина настолько хороша, что в предварительной обработке и выдерживании совершенно не нуждается».

Рядом, в окрестностях собирали травы для изготовления ишкоровой глазури, именно она придает сочный изумрудно-бирюзовый цвет, присущий риштанской керамике. Не смотря на то что, что состав поливы на протяжении веков оставались неизменными, мастера, конкурирующие друг с другом, имеют свои секреты в компонентах, пропорциях и технологии. 

РиштанВообще риштанскую керамику отличает насыщенный синий, голубой и бирюзовый цвета, что достигается с помощью добавления в глазурь кобальта. Правильный геометрический узор росписи не играет большой роли, здесь отдают предпочтение растительному рисунку. Основой декора служит белый орнамент на синем или бирюзовом фоне, символизирующим на Востоке воду и небо. Иногда в изделиях применяют непрозрачную глазурь насыщенных синих цветов, тогда рисунок как бы проявляется из под густого цвета поливы, этот прием – «фирменный» знак местного декора. 

Гончарное ремесло в городе претерпело все фазы развития от домашних, кустарных промыслов до современного производства. 

К концу XIXв. Риштан становится крупнейшим в Средней Азии центром по выпуску глазурованой посуды. Это был период становления цехового производства, когда каждый мастер специализировался на одном из процессов производства или на определенном виде продукции. Существовало строгое размежевание между двумя группами мастеров, изготовлявших неполивную и глазурованную посуду.

Первая группа кузагары и танурчи – замечательные формовщики, изготовлявшие кузы, хумы, прочую кухонную утварь, а также тоннуры – печи для выпечки хлеба, считавшие поливу расточительством и излишеством и очень редко ее применявшие. И вторая группа – тавокчи - мастера по изготовлению расписной глазурованной посуды. Группы непримиримо соперничали за право называться истинными гончарами-кулолами – основоположниками и хранителями традиций ремесла. В каждой из групп существовал неписаный свод правил, исполнявшийся беспрекословно, возможно это и помогло сохранить традиции местной керамики.

Сегодня большинство посуды продающейся массово – это продукция Риштанского керамического завода, образованного в 1960 г. на базе артели потомстенных мастеров «Янги хает». Конечно, это замечательные, очень нарядные изделия, но все же их не сравнить, с теми, что сделаны руками на гончарном круге. Кстати отличить ручную работу от штамповки достаточно легко, нужно только перевернуть изделие, и даже если донышко покрыто глазурью, при определенном освещении можно увидеть след от гончарного круга.

Современный Риштан щироко известен авторскими работами знаменитых художников - керамистов. Попав сюда, непременно побывайте в мастерских Алишера Назимова и Рустама Усманова.

Алишер Назимов – участник множества республиканских и зарубежных выставок, обладатель именной грамоты «Японского общества керамистов». 

Почерк его авторских работ определяют: «синяя птица», способная принести в каждый дом счастье, а также «бодом» (миндаль), который многие отождествляют с крылом «синей птицы», он тоже является оберегом от сглаза и талисманом на счастье. Другая тема в его работах – «перекрестие» ( свастика, узор «чор-чирок») – древний символ сторон света, природных стихий, времен года, плодородия и домашнего очага, способен сохранить единство в семье, принести благополучие и процветание.

Рустам Усмановзамечательный мастер-керамист, его изделия справедливо считаются одними из лучших образцов декоративного искусства Узбекистана. Мастер работает дома в собственной мастерской, вместе с ним там трудится удивительный гончар - Махмуд Азизов – друг и соратник Рустама Усманова. Отличительная черта работ мастера – строгое следование народным традициям, безупречность и изысканность рисунков с богатыми самобытными узорами. В доме Рустама Усманова существует частный музей керамики, и если повезет, вы сможете ознакомиться с образцами старинных изделий, а так же керамикой других регионов страны. 

В Риштанской керамике декоративность удивительным образом переплетена с функциональностью. Эти изделия хочется брать в руки, любоваться, использовать по назначению и постараться сохранить как можно дольше это хрупкое чудо Риштана.

Тур "Сказочные города Узбекистана"

.