Karakalpakstan. History and modernity

The Autonomous Republic of Karakalpakstan, a member of the Independent Republic of Uzbekistan, is situated on the north-west of the country and owns an area of 165 thousand square kilometers. That is considered to be 40% of the entire state area. In the north and east it borders with the Republic of Kazakhstan, and in the south the Republic of Turkmenistan is its neighbor.
Population is about 1.5 million people. The majority of them are the Karakalpaks and Uzbeks.
Karakalpaks are the representatives of the Central Asian racial group with a strong Mongoloid admixture.
Religion: Islam. Confession: Sunni Muslim.
Official languages: Uzbek and Karakalpak.
The capital of Karakalpakstan is Nukus city (262 thousand people).
Almost the entire territory of autonomy is occupied by the mysterious Ustyurt plateau, irrevocably drying Aral Sea and the desert of Kyzylkum. Climate is sharply continental with cold winters and extremely hot summers. In addition, it has recently exacerbated in connection with the drying of the Aral Sea.
Settlement of the territory of Karakalpakstan, located in the Khorezm oasis and the Lower Amu Darya started long time ago, at the end of IV - beginning of II-th millennium BC, as evidenced by numerous archaeological finds. At this time, irrigated agriculture, animal husbandry and fishing began to develop. Semi-nomadic tribes came from the Eurasian steppe also started to populate at this place.
In general, the history of the current autonomy as a part of the once mighty civilization of Khorezm abounds with the facts of ups and downs, rise and decline.
 In the middle of V century BC Khorezm was captured by Achaemenids. Thus, a wide cultural exchange began. At the turn of the V-IV centuries BC Khorezm gained independence. A proper artistic culture was formed by fusion of local and borrowed items. In VIII century, after the conquest by the Arabs, a lifestyle, art and culture became more to get features that were characteristic for all countries of the Caliphate. After that it was the era of the Great Khorezm and the conquest of the Mongols in the XIII century. At this time, Urgench town - the capital of Khorezm, which lied on the crossroads of caravan trails of the Great Silk Road, became one of the largest craft and cultural centers of Central Asia.
Since the middle of XVI until XVIII centuries, nomadic ethnic Karakalpaks inhabiting the steppe region of the Syr Darya and the Aral Sea come and remain in these places. By XIX century this process was completed. Tribes turned into settled, built permanent dwellings, developed agriculture, stock breeding and fisheries.
Such a way, ancient and medieval civilizations contributed to the unique culture and art. And a proof of that are archaeological sites, which are still extant, that witnessed the history of Karakalpakstan, stretching back many centuries.
                          
These days, Karakalpakstan is a sovereign state within the Republic of Uzbekistan. It has its own flag, emblem and anthem. It is composed of 15 districts, 12 cities, 16 towns and 112 villages.
Karakalpakstan is rich with minerals. There is a huge amount of deposits of gas, iron, kaolin clay, Glauber's salt, marble and granite in its subsoil.
Fundamentals of state economy are considered to be: agriculture, which includes cotton and rice growing, production of melons, fruits and licorice, as well as industrial karakul and industry, represented by energy, metalworking, food and textile industries.
Administrative, political and cultural center of Karakalpakstan is its capital, the city of Nukus. Emerged in 1932 year in a place of a small village, Nukus, thanks to a good location, already in 1939 year became the capital of autonomy. Modern Nukus, with an area of more than 200 square kilometers, was built on the site of the ancient city named Shurcha, which was found in the IV century BC and existed during almost eight centuries. Today the capital of Karakalpakstan is a modern city with established infrastructure, which is populated by about 300 thousand inhabitants. A lot of different theaters, sports and entertainment facilities, hotels, restaurants, shops and markets are open in Nukus. High technology is embedded in the all aspects that are the inherent attributes of our time: high-speed Internet, satellite TV, cellular with roaming all over the world. However, the main interests for tourists in the city, along with its historical monuments, are, of course, museums.
Only a few museums can boast of such a rich collection of paintings by Russian artists, and such popularity in the world community as the Nukus Museum of Arts named after Savitsky. The museum was named after a Moscow artist, I.V. Savitsky, who arrived to Nukus in the 50-s of last century, and in 1966 year, was appointed on the position of the director of the museum. Igor Vitalevich began to gather a collection of contemporary art, mostly of avant-garde artists, the paintings of whom were strictly banned by the existing regime. As a result, the collection was replenished with 50 000 units of paintings of avant-garde and post-avant-garde periods. Therefore, namely here in a far Nukus, you could see what was persecuted in the USSR for so long time.
More than 90,000 copies of the exhibition belong to a modern exposition of Nukus Museum of Arts has, including: a collection of Russian avant-garde, paintings of Uzbek artists, exhibits of folk-applied art of Karakalpakstan, Khorezm ancient art, a series of canvases - remarkably executed copies of famous paintings from the Louvre.
According to experts’ evaluation, this gathered collection is one of the best art collections in the Asian region and the world's second-largest in volume collection of Russian avant-garde.
Republican Museum of Karakalpakstan, located on the first floor building occupied by the Museum of Art is also of undoubted interest and is one of the oldest museums in Uzbekistan. Founded in 1929, during the years of existence, 56 thousand copies were added to its collection. The museum consists of three exhibits: the nature, archeology and ethnography. The department of modern history, which focuses on the achievements of autonomy since its independence, also deserves attention. The layout of the ancient settlements, and household objects found on excavations are used to be of particular interest for visitors to enjoy. In the halls of ethnography an old woman's dress with intricate embroidery ornament and wealth of jewelry draws attention. Household items, kitchen utensils, and all that housed a nomad yurt is also exhibited here.
The department of Nature is able to boast with meticulously executed dioramas landscapes of Ustyurt plateau, the Kyzylkum and the Aral Sea.
There is a great variety of unique attractions, wonderful monuments of archeology, history and culture in Nukus and the surrounding area.

Archaeological monuments of history and culture of Karakalpakstan.


Toprak - kala (I-IV century AD)

Toprak - kala is a ground a fortress, dubbed so by the local population, the ruins of once majestic building. The town was located on the territory of Ellikalin area, excavations began in 1940 year. Its name (ellik - fifty, kala - castle) the district received because of the many castles that were concentrated close to each other. Now, the damaged by time, the castle is a rectangular structure with …

Kyzyl-kala (I-XIII century)

The fortress stands on a plain 27 km north of the city called Biruni. Construction is oriented to the cardinal points and is almost square, measuring 65x63 meters. Most likely, the fortress was erected as a fortification and was part of a chain of border fortresses established for the protection of the north-eastern borders of ancient Khorezm. An outer wall of the fortress, cut by two circles swept …

Complex of Ayaz - Kala

Complex consists of two fortresses - Big and Small. A large castle located on a hill with a relatively flat surface. The fortress has a rectangular shape with dimensions o9f 152x182 meters. Along the perimeter of the outside, the wall surrounds 35 unfinished towers in the form of a semicircle. The surviving fragments of double-row outer walls are at the base of slightly more than 2 meters. A two-level …

Big Guldursun

That is frontier fortress of ancient Khorezm, which is located 26 kilometers to north-east of Turtkul town. Under the plan, it is a trapezoidal structure with the size of 350x230 meters, the corners of which are oriented to the cardinal points. Until nowadays, outer walls made ​​of clay and large-size bricks, are relatively well-preserved. Angles, together with inspection semicircular towers protrude …

Mizdahkan town

The town of Mizdahkan is located near the town of Khodjeyli, not a far distance from Nukus. It is situated in an area of 200 hectares and consists of a fortified castle named Gjaur - Kala (Fortress "infidels"), which was founded on the spot settlement, which can be dated to the IV century BC; the necropolis with mausoleums of Shamun nabi, Mazlumhan Sulu, Halfa Erejep and also Caravanserai. There are …

Mausoleum of Mazlumhan Sulu

This semi-subterranean mausoleum is very unusual in composition and design, is located in the northern part of the necropolis of Mizdahkan. According to legend, it was originally a palace of the Khan's daughter Muzlum Sulu (Beautiful Martyr). When the city was captured by "infidels", their leader, blinded by the beauty of a girl, fell in love with her. Unfortunately, she answered to him in return, …

Chilpyk

It is located at 43 kilometers to the south from Nukus city, and is, presumably, the ritual construction of pre-Islamic culture. It was built on a volcanic hill pyramid shape. The construction material is clay, taken from the Amu Darya River’s sediments and adobe brick, made ​​from the same clay. The construction is considered to be a round building with a diameter of about 70 meters and …

Dzhanpyk-kala

Hillfort of Dzhanpyk-Kala is considered to be one of the finest monuments of the right bank of the Amu Darya River. Sometime during the Middle Ages, it was a port city, which had extensive trade ties with various countries of East and West. The town is located in 6kilometers southeast of Kara-Tau village, in the spurs of Sultanuizdag ridge. The date of the last habitation of Dzhanpyk-Kala, is dated …

Koykrylgan - Kala (IV century BC - IV century AD

That is a religious building with a round two-story building of 44.5 meters in diameter in the center, surrounded by a defensive wall with nine towers. Building’s project and the location of the windows, allowed scientists establish reliably that the construction of the facility was specifically designed to use this object for astrology and observing the stars. In addition, indirect evidence …

.

Каракалпакстан

Автономная Республика Каракалпакстан, входящая в состав Независимой Республики Узбекистан, располагается на  северо-западе страны, имеет площадь 165 тыс. кв. км, что составляет 40% от площади всего государства. На севере и востоке она граничит с Республикой  Казахстан, а на юге- с Республикой Туркменистан.
Население – около 1,5 млн. человек, в основном каракалпаки  и узбеки.
Каракалпаки – представители среднеазиатской расовой группы с сильной монголоидной примесью.
Религия: Ислам. Вероисповедание : мусульмане-сунниты.
Официальные языки – узбекский и каракалпакский.
Столица Каракалпакстанагород Нукус (262 тыс.  чел.).

Почти всю территорию автономии занимают загадочное плато Устюрт, безвозвратно высыхающий Арал и путыня Кызылкум.
Климат: резко континентальный с холодной зимой и очень жарким летом, который в последнее время усугубляется в связи с высыханием Аральского моря.
Заселение территории Каракалпакстана, расположенного в Хорезмском оазисе и низовий Амударьи, началось давно, еще в конце IV – начале II-го тысячелетия до нашей эры, о чем говорят многочисленные археологические находки. В это время начинает развиваться орошаемое земледелие, скотоводство, рыболовство. Оседают пришлые из степной зоны Евразии полукочевые племена.

Вообще, история нынешней автономии, как части некогда могущественной Хорезмской цивилизации, изобилует фактами падений и взлетов, расцвета и угасания.
В середине V в. до н.э. Хорезм завоевывают Ахамениды, начинается широкий культурный обмен. На рубеже V-IV вв до н.э Хорезм обретает независимость, возникает собственная художественная культура, образованная синтезом местных и заимствованных элементов. В VIIIв,  после завоевания арабами, уклад жизни, искусство и культура начинают все более приобретать черты, характерные для всех стран Халифата. Затем эпоха Великих Хорезмшахов и завоевание монголами в  XIII веке. В это время Ургенч столица Хорезма, лежащий на пересечении караванных троп Великого Шелкового Пути, становится одним из самых крупных ремесленных и культурных центров Средней Азии.

С середины XVI по XVIIIвв. в эти места приходят и остаются кочевые племена этнических каракалпаков, населявшие степные области Сырдарьи и Приаралья, к XIX в. этот процесс завершен. Племена становятся оседлыми, строятся постоянные жилища, развивается земледелие, животноводство и рыболовство.
Так древняя и средневековая цивилизации способствовали возникновению самобытной  культуры и искусства, подтверждение которым – археологические памятники, сохранившиеся до наших дней, ставшие свидетелями истории Каракалпакистана, насчитывающей много веков.
Сегодняшний Каракалпакстан является суверенным государством в составе Республики Узбекистан. Он имеет свой флаг, герб, гимн. В его состав входит 15 районов, 12 городов, 16 поселков и 112 аулов.

Каракалпакстан богат полезными ископаемыми, в его недрах огромные месторождения газа, железа, каолиновых глин, глауберовых солей, мрамора и гранита.
Основами государственной экономики являются: сельское хозяйство, включающее в себя хлопководство, рисоводство, производство бахчевых, овощей и лакрицы, а также промышленное каракулеводство и промышленность, представленная энергетикой, металлообработкой, пищевой и текстильной отраслью.

Административный, политический и культурный центр Карапаклстанаего столица, город Нукус. Возникший в 1932 году на месте небольшого аула, Нукус, благодаря удачному местоположению, уже в 1939 становится столицей автономии. Современный Нукус, имеющий площадь более 200 кв.км,  выстроен на месте древнего городища Шурча, возникшем еще в IV в до н.э. и просуществовавшем почти восемь веков. Сегодня столица Каракалпакстана – современный город, имеющий налаженную инфраструктуру, в котором проживают около 300 тыс. жителей. В Нукусе работают театры, спортивные и развлекательные заведения, гостиницы, рестораны, магазины и рынки. Во все сферы жизни внедряются высокие технологии, неотъемлемые атрибуты нашего времени: скоростной интернет, спутниковое телевидение, сотовая связь с роумингом по всему миру. Но для туристов основной интерес в городе, наряду, с историческими памятниками, представляют, конечно, музеи.

Немногие музеи страны могут похвастаться такой богатой коллекцией полотен русских художников, и такой популярностью в мировом сообществе, как нукусский музей искусств им. Савицкого. Музей носит имя московского художника И.В. Савицкого, который приехал в Нукус в 50-х годах прошлого столетия, а 1966 г. был назначен директором музея. Игорь Витальевич начинает собирать коллекцию произведений современного искусства, в основном авангардистов, картины которых  были запрещены существовавшим режимом. В результате, коллекция пополнилась 50 000 единиц полотен авангардного и поставангардного периода, и именно здесь в далеком Нукусе, можно было увидеть то, что так долго подвергалось гонениям в СССР.

Современная экспозиция нукуссого музея искусств насчитывает более 90 000  выставочных экземпляров, включающих в себя: коллекцию русского авангарда, полотна узбекских художников, экспонаты народно-прикладного искусства Каракалпакстана, искусства древнего Хорезма, ряд полотен – замечательно выполненных копий со знаменитых картин Лувра.

По оценкам специалистов собранная коллекция является лучшим художественным собранием Азиатского региона и второй в мире по значимости и объему коллекцией русского авангарда.

Также представляет несомненный интерес один из старейших музеев УзбекистанаРеспубликанский краеведческий музей Каракалпакстана, находящийся на первом этаже здания, занимаемого музеем искусств. Основанный в 1929г, за годы существования он пополнил свою коллекцию до 56 тыс. экземпляров. Музей состоит из трех экспозиций: природа, археология и этнография.  Отдел новой истории, который посвящен достижениям автономии за годы независимости, так же заслуживает внимания. Особым интересом у посетителей пользуются макеты древних городищ и предметы быта, найденные на раскопках. В залах этнографии внимание привлекает старинный женский костюм с затейливым орнаментом ручной вышивки и богатством ювелирных украшений. Здесь же выставлены предметы быта, кухонная утварь и все, что вмещала юрта кочевника.

Отдел природы может похвастаться скрупулезно выполненными диорамами ландшафтов плато Устюрт, Кызылкумов и Аральского моря.
В Нукусе и окрестностях великое множество уникальных достопримечательностей, замечательных памятников археологии, истории и культуры.

Археологические памятники истории и культуры Каракалпакстана.


Муйнак

Муйнак - настоящий город-трагедия, умирающий вместе с теряющим свои воды и значение Аральским морем. Ранее Муйнак был одним из двух главных рыбацких портов Арала, теперь он лежит в 40 км. от воды. Что остается от рыбацкого флота Муйнака, сейчас ржавеет на песке около котловин, отмечающих бесполезные попытки города держать открытыми судоходные каналы, ведущие к теряющему свои воды морю. Вслед …

Топрак – кала (I-IV вв.н.э.)

Топрак – кала – грунтовая крепость, так окрестило местное население, руины некогда величественного сооружения. Городище находится на территории Элликалинского района, раскопки начаты в 1940г. Название (эллик – пятьдесят, кала - крепость) район получил из-за множества крепостей, сосредоточенных не далеко друг от друга. Ныне разрушенная временем крепость представляет собой прямоугольное …

Кызыл-кала (I-XIII в)

Крепость стоит на равнине в 27 км к северу от города Бируни. Сооружение ориентировано по сторонам света и имеет почти квадратную форму, размерами 65х63м. Вероятнее всего, крепость возводилась, как оборонительное сооружение и входила в цепь пограничных укреплений, создаваемых для защиты северо-восточных рубежей древнего Хорезма. О военном предназначении сооружения говорит внешняя стена …

Комплекс Аяз – кала (IV-II в до н.э.)

Компклес состоит из двух крепостей – Большой и Малой. Большая крепость находится на возвышенности с относительно плоской поверхностью. Крепость имеет прямоугольную форму, с размерами 152х182м. По периметру с внешней стороны стены окружает 35 недостроенных башен в форме полукруга. Сохранившиеся фрагменты двухрядных внешних стен имеют в основании немногим больше 2-х метров, между ними …

Большой Гульдурсун (IV- III в до н.э.)

Большая пограничная крепость древнего Хорезма, находящаяся в 26 км северо-восточнее г. Турткуль. По плану, это трапециевидное сооружение размером 350х230 м., углы которого ориентированны по сторонам света. До сегодняшнего дня относительно хорошо сохранились внешние стены из глины и крупноформатных кирпичей. Углы вместе со смотровыми полукруглыми башнями выступают от стен почти на 18 …

Городище Миздахкан (IX в)

Гордище Миздахкан расположено вблизи города Ходжейли, недалеко от Нукуса. Оно расположено на территории в 200 га и состоит из укрепленной крепости Гяур – кала (крепость «неверных»), которая была основана на месте поселения, возраст которого датируется IV в. до н.э., некрополя с мавзолеями Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп и Караван сарая. На территории крепости находятся …

Мавзолей Мазлумхан Сулу (XIII-XIV в)

Очень необычный по композиции и оформлению полуподземный мавзолей, находящийся в северной части некрополя Миздахкан. Согласно легенде, первоначально это был дворец ханской дочери Музлум-Сулу (Прекрасная мученица). Когда город захватили «неверные», их предводитель, ослепленный красотой девушки влюбился в нее, несчастная ответила ему взаимностью, разгневанный отец убил Музлум-Сулу …

Чильпык (II-IVв )

Находится в 43-х км от Нукуса на юг и представляет собой, предположительно, ритуальное сооружение доисламской культуры. Построено на вулканической сопке пирамидальной формы. Материал строительства - глина, взятая из наносов Амударьи и кирпич-сырец, сделанный из той же глины. Постройка является круглым сооружением диаметром 70м и высотой примерно 15 м. По мнению археологов, Чильпык – …

Джанпык-кала (IX-XIV вв)

Городище Джанпык-кала – один из живописнейших памятников правобережья Амударьи. Когда- то в средние века, это был портовый город, имевший обширные торговые связи с различными странами Востока и Запада. Находится городище в 6-ти км юго-восточнее поселка Каратау в отрогах Султануиздагского хребта. Дата последнего обживания Джанпык-кала, датируется учеными 1345-1346гг. На основании обнаруженных …

Койкрылган – кала (IVв до н.э – IV в н.э. )

Культовое сооружение, в центре которого находится круглое двухэтажное здание, диаметром 44,5 м, окруженное оборонительной стеной с девятью башнями. Проект здания и расположение окон, позволили ученым достоверно установить, что строительство сооружения было специально направлено на то, чтобы использовать данный объект для астрологии и наблюдения за звездным небом. Так же косвенно …

.