Археологические памятники истории и культуры Каракалпакстана

Кызыл-кала (I-XIII в)

Крепость стоит на равнине в 27 км к северу от города Бируни. Сооружение ориентировано по сторонам света и имеет почти квадратную форму, размерами 65х63м. Вероятнее всего крепость возводилась, как оборонительное сооружение и входила в цепь пограничных укреплений, создаваемых для защиты северо-восточных рубежей древнего Хорезма. О военном предназначении сооружения говорит внешняя стена крепости, прорезанная двумя ярусами стреловидных бойниц, для удобства работы лучников.

Также крепость Кызыл-кала выполняла функции центра сельскохозяйственных окрестностей и перекрестка караванных путей через перевал хребта Султануиздаг.

Комплекс Аяз – кала (IV-II в до н.э.)

Компклес состоит из двух крепостей – Большой и Малой. Большая крепость находится на возвышенности с относительно плоской поверхностью. Крепость имеет прямоугольную форму, с размерами 152х182м. По периметру с внешней стороны стены окружает 35 недостроенных башен в форме полукруга. Сохранившиеся фрагменты двухрядных внешних стен имеют в основании немногим больше 2-х метров, между ними сохранился двухуровневый коридор, шириной 2,5 м. Самое интересное, что крепость так и осталась недостроенной и никогда не обживалась, об этом свидетельствуют штабеля крупноформатного кирпича, со временем засыпанного песком и отсутствие предметов быта в раскопках.

С постройкой комплекса Аяз-кала связана интересная легенда. Она гласит, что комплекс крепостей был задуман тогдашним правителем Аяз-ханом. Сам он был выходцем из небогатой и не знатной семь, за что и получил прозвище Чарык-хана. Чарыком называли обувь для бедных из необработанной кожи. Самое удивительное, что хан был горд таким прозвищем, и повелел внизу на равнине, рядом с большой крепостью построить малую в виде башмака для бедноты – чарыка.

И действительно, малая крепость, при просмотре с северной стороны очень напоминает этот самый башмак. Собственно именно она и была достроена и оказалась достойным форпостом, на пути врагов.

Большой Гульдурсун (IV- III в до н.э.)

Большая пограничная крепость древнего Хорезма, находящаяся в 26 км северо-восточнее г. Турткуль. По плану, это трапециевидное сооружение размером 350х230 м., углы которого ориентированны по сторонам света. До сегодняшнего дня относительно хорошо сохранились внешние стены из глины и крупноформатных кирпичей. Углы вместе со смотровыми полукруглыми башнями выступают от стен почти на 18 м. При археологических раскопка здесь найдено много бронзовых поделок и украшений, античной и средневековой керамики, а так же монеты того времени.

А еще с этой крепостью связана одна из самых страшных легенд, которая гласит: «Когда-то Гульдурсун назывался Гулистан – цветник роз. Это был очень красивый город, которым правил старый падишах, имевший красавицу дочь. Но внезапно пришла беда, из степи налетели орды калмыков, сметая все на своем пути. Калмыки осадили город. Мужественно боролись жители, но осада продолжалась не день и не два, прошли месяцы, все запасы были съедены, наступил голод. Созвал тогда падишах совет и один из визирей предложил хитроумный план. Жители провели во дворец одного из оставшихся быков, до отвала накормили его оставшимся зерном из царских закромов и выпустили за городскую стену. Калмыки, в рядах которых тоже свирепствовал голод, поймали и закололи его, а когда увидели, что его желудок набит отборным зерном, потребовали у военноначальников снять осаду: ведь если осажденные так кормят скотину, то сами ни в чем не нуждаются, а значит, город неприступен. И все бы получилось к радости осажденных, но вероломная Гульдурсун, тайно влюбленная в предводителя калмыков, послала ему письмо, где описала истинное положение города и просила не уходить, обещая, что крепость скоро падет. Калмыки остались, город пал и был сожжен и разграблен. А когда предательницу привели к калмыцкому царевичу, он взглянул на нее и сказал: «Если она предала врагам своего отца и свой народ из-за страсти, то что ждет меня, когда кто еще пробудит ее сердце? Привяжите ее к хвостам диких жеребцов, чтобы она больше никого не смогла предать».

Страшная смерть постигла вероломную красавицу, но место это с тех пор называется в ее честь – Гульдурсун.

Городище Миздахкан (IX в)

Гордище Миздахкан расположено вблизи города Ходжейли, недалеко от Нукуса. Оно расположено на территории в 200 га и состоит из укрепленной крепости Гяур – кала (крепость «неверных»), которая была основана на месте поселения, возраст которого датируется 4 в. до н.э., некрополя с мавзолеями Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп и Караван сарая.

На территории крепости находятся две цитадели: древняя (9-11 в.) и поздняя(11-12 в). В начале 13 века люди из крепости уходят. Последнее погребение некрополя датируется 14 в. 

Рядом со старинными захоронениями и сегодня можно увидеть руины золотоордынского города Антакия 13-14 вв, раскинувшегося на территории в 80 га.

При археологических раскопка было обнаружено множество монет, бытовой утвари, высокохудожественных изделий из золота, на месте некрополя – оссуарные погребения.

Мавзолей Мазлумхан Сулу (XIII-XIV в)

Очень необычный по композиции и оформлению полуподземный мавзолей, находящийся в северной части некрополя Миздахкан.

Согласно легенде, первоначально это был дворец ханской дочери Музлум-Сулу (Прекрасная мученица). Когда город захватили «неверные», их предводитель ослепленный красотой девушки влюбился в нее, несчастная ответила ему взаимностью, разгневанный отец убил Музлум-Сулу и приказал похоронить в собственном дворце, превращенным в мавзолей.

Здание построено в специально вырытом котловане, над землей виден только купол и входная арка. Мавзолей включает в себя главный и малый залы, несколько комнат, длинный коридор и вестибюль. Зал перекрыт восьмигранным куполом, в гранях купола расположены окна, прикрытые ганчевыми решетками. В нишах центрального зала установлены два надгробья. 

Предполагалось, что здание было местом отправления древнего культа.

Чильпык (II-IVв )

Находится в 43-х км от Нукуса на юг и представляет собой, предположительно, ритуальное сооружение доисламской культуры. Построено на вулканической сопке пирамидальной формы. Материал строительства - глина, взятая из наносов Амударьи и кирпич-сырец, сделанный из той же глины. Постройка является круглым сооружением диаметром 70 и высотой примерно 15 м.

По мнениям археологов Чильпык – ритуально сооружение заратустрийцев, в нем оставляли умерших до полного очищения костей от плоти и последующего захоронения их в оссуариях.

В последующие века сооружение использовалось как смотровая башня, и даже тюрьма.

Джанпык-кала (IX-XIV вв)

Городище Джанпык-кала – один из живописнейших памятников правобережья Амударьи. Когда то в средние века это был портовый город, имевший обширные торговые связи с различными странами Востока и Запада. Находится городище в 6-ти км юго-восточнее поселка Каратау в отрогах Султануиздагского хребта.

Дата последнего обживания Джанпык-кала, датируется учеными 1345-1346г, на основании обнаруженных монет, а древнейшая керамика, найденная археологами, имеет возраст с 4 по 1в. до н.э, что позволяет утверждать, что и люди пришли в эти места в то же время.

На сегодняшний день уцелели только пахсовые стены цитадели, которая находилась в восточной части городища, предположительно имевшего сложную конфигурацию. Фрагменты ее стен украшены сомкнутыми полуколоннами, увенчанные ступенчатыми арками. При археологических раскопках в крепости обнаружены многочисленные артефакты, привезенные из различных стран мира: Китая, Индии, Египта, России, Европы.

Койкрылган – кала (IVв до н.э – IV в н.э. )

Культовое сооружение, в центре которого находится круглое двухэтажное здание, диаметром 44,5 м, окруженное оборонительной стеной с девятью башнями.

Проект здания и расположение окон, позволили ученым достоверно установить, что строительство сооружения было специально направлено на то, чтобы использовать данный объект для астрологии и наблюдения за звездным небом. Так же косвенно нашло подтверждение предположение, что звезда Фомальгаут, которая является одной из самых ярких и особо почитаемых звезд, и была тем символом, которому посвящен храм.

Вероятно постройка храма как-то связана с культом воды в древнем Хорезме, так как название звезды – Фомальгаут в переводе с арабского означает: «конец воды во рту Южной Рыбы».

Не менее интересны найденные здесь обломки статуарных оссуариев, часть которых сегодня хранится в Государственном музее народов Узбекистана.

.