Хорезм. Тысяча крепостей древней цивилизации

Пустыня Кызылкум, окружающая оазис Хорезма – странное, реликтовое место. Следы человеческой деятельности здесь встречаются повсюду. Затерянные среди барханов и на вершинах пустынных скал в отрогах Султануиздага руины огромных городов, исполинских крепостей и некрополей сегодня покинуты людьми. Только ветра да дикие звери хозяйничают в некогда величественных сооружениях древнего Хорезма.

Эту территорию частенько называют «среднеазиатским Египтом», и это сравнение оправданно. В мире найдется совсем не много мест, где на сравнительно небольшом пространстве было бы столько памятников истории. Только в Элликалинском районе современного Каракалпакстана сосредоточено более 200 городищ, а всего на территории древнего Хорезма их около тысячи, разной степени сохранности и изученности учеными археологами. Но уже сегодня можно утверждать, что многие из крепостей по масштабам постройки и сложности сооружений ни в чем не уступают знаменитым египетским пирамидам.

Как должна быть интересна история цивилизации, которая смогла оставить такой значительный архитектурный след.
Древняя и величественная река Амударья, берущая начало в ледниках Памира, тогда, как и сейчас несла свои воды за сотни километров, чтобы в низовьях образовать плодородный оазис – благодатный край у окраин пустыни Кызылкум. Зарождение здесь цивилизации ученые относят к эпохе неолита (V-IV вв до н.э.), это были стоянки охотников и рыболовов. Но уже к III в. до н. э., в связи с часто меняющимся направлением русла реки, оседлое население долины было хорошо  знакомо с примитивным искусственным орошением земель и скотоводством, к этому же периоду относятся первые археологические находки древних поселений. Именно техника ирригационного орошения земель, основанная на строительстве уже крупных, магистральных каналов дала мощный толчок становлению государственности древних хорезмийцев.

Первые упоминания о Хорезме находятся в знаменитой Авесте, там она описана, как северная страна «Айрьянем-вэджо», где по преданиям родился основатель зороастризмаЗаратустра.

В это время Хорезм переживает небывалый экономический подъем, строятся новые города (Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремесла. Большое внимание уделяется развитию наук: медицине, астрономии, архитектуре.
С середины I в н.э. до конца II в. Хорезм входит в состав Кушанского царства на правах конфедерации, а к III в. восстанавливает свою независимость. Для этого периода характерно строительство грандиозных защитных форпостов занятых регулярной армией (Кызыл-кала) и городов-крепостей. Венцом художественной культуры той эпохи является знаменитое городище Топрак-кала – настоящий синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Нужно отметить, что в отличие от египетских пирамид и дворцов Вавилона, хорезмийские города и крепости строились без применения камня и дерева, так как в окрестностях не было подходящего материала. Стены крепостей возводились из огромных блоков сырцового кирпича, а мелкие камни из пустыни лишь укрепляли кладку. В основе зданий обязательно использовался речной песок, который удерживал влагу, а при землетрясениях несколько гасил удары стихии.
В начале IV в.  столицей государства становится город Кят, а правители получают титул хорезмшахов.

В 712 году Хорезм завоевывают арабы. Полководец Кутейба ибн-Муслим, в прямом смысле огнем и мечом прошелся по хорезмийским землям. Особым гонениям подверглась местная аристократия и научная элита. Была уничтожена хорезмийская письменность и предана забвению история государства, так насаждался ислам.

После арабского завоевания в искусстве Хорезма стали очень заметны черты общие для всех стран Халифата. В архитектуре появились шатрово-купольные конструкции, в кладке стен стал применяться обожженый кирпич, а в декоре нашла свое место резная терракота и поливная керамика.

К X в н.э. для Хорезма начинается новый расцвет. Древние источники отмечают его небывалую экономическую активность, причем сфера интересов Хорезма простиралась не только на близлежащие степи Туркмении и Западного Казахстана, но и охватывала Поволжье, Китай, Восточную Европу.

996г ознаменовался объединением Хорезма под властью Мамун ибн Мухаммеда, одного из правителей северного Хорезма и образованием новой столицы Гурганджа (Ургенч), что с торгово-экономической точки зрения было полностью оправданно. Развитие наук тоже получило новый виток развития, так можно по праву гордиться знаменитыми именами выходцев из Хорезма той эпохи: Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Ибн Ирак, Абу Рейхан ал-Бируни, ал-Чагмини, Абу Али ибн Сина.

В 1220г Хорезм и его славная столица Ургенч, потерпев поражение в длительной и кровопролитной войне с войсками Чингизхана, оказываются в составе Монгольской империи, затем в Улусе Джучи, а немного позже в Золотой Орде. И хотя Хорезм занимал подчиненное положение, его культура и искусство сыграли значительную роль в общем культурном развитии Золотой Орды.

В XVI в. в связи с изменением русла Амударьи, а также невозможностью восстановить Ургенч после опустошительного похода Тимура (1388г)  столица была перенесена в Хиву. Именно её архитектурные ансамбли и сегодня наиболее ярко передают колорит декоративно - монументального искусства позднефеодального Хорезма.

В первой половине XVII в. хорезмский правитель Абдулгази хан сумел объединить Хорезм в сильное самостоятельное государство, которое в дальнейшем стали называться Хивинским ханством. В это же время он позволил населению разрушенного Ургенча перебраться поближе к воде. Новый Ургенч (Янги-Ургенч) был основан в 190 км юго-восточнее старого поселения, между Хивой и основным руслом Амударьи. От некогда великого Гурганджа к тому времени почти ничего не осталось, а его руины и выросший рядом новый город с тех пор называют Старым Ургенчем (Куня-Ургенч, ныне территория Туркменистана).

Очень странно, но о Древнем Хорезме ученым до сих пор известно очень мало. Летописные страницы мертвых городов этого государства пестрят нерасшифрованными манускриптами, и очень хочется верить, что они рано или поздно будут прочитаны.

 

 

Полезные ссылки: 

.