Ташкентский метрополитен

Ташкентский метрополитен, по праву считается одной из туристических достопримечательностей столицы Узбекистана. И дело тут не в том, что городу больше нечем гордиться, по ряду факторов ташкентское метро является одним из самых лучших. Но обо всем по порядку.

Проектирование ташкентской подземки началось сразу после разрушительного землетрясения 1966 года, когда сметенный разгулявшейся стихией , город еще лежал в руинах. Быстро увеличивающееся население узбекской столицы остро нуждалось в удобном, безопасном, а главное, скоростном общественном транспорте.

Над практическим воплощением этой задачи в жизнь трудились  специалисты-метростроевцы со всех концов бывшего СССР - Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Киева и Баку. Здесь нужно было учитывать все: и специфику жаркого климата, и сейсмоактивность региона и сложные геологические условия. Однако, все трудности успешно преодолели и уже в 1977 году была открыта первая линия нового метрополитена, соединившая самый густонаселенный район столицы – Чиланзар с центром города.

Сегодня в Ташкенте действует три линии подземки, общей протяженностью около 47 километров. Кроме первой - Чиланзарской, уже добрый десяток лет существует Узбекистанская линия, связавшая студенческий городок Ташкентского государственного университета с промышленными и спальными районами мегаполиса. Самой последней, на сегодняшний момент, является Юнусабадская линия, проложенная от центра города к спортивному комплексу «Юнусабад» на севере столицы. Все три линии соединяются между собой подземными развязками и пешеходными  переходами, да и метро-поезда большую часть пути проходят в туннелях, только на некоторых участках ненадолго выходя на поверхность.

Метро в Ташкенте неглубокого залегания, поэтому здесь достаточно редки эскалаторы. Почти на все станции пассажиры попадают, спустившись по ступеням обычных лестниц, буквально от самого входа имея возможность любоваться прекрасным декором подземных залов.

Все без исключения станции ташкентского метро имеют свой неповторимый облик и стиль. Так, например, станция «Мустакиллик майдони» –  Площадь независимости, благодаря беломраморным колоннам и огромным хрустальным люстрам под высокими сводами напоминает торжественную, парадную залу. Купола, декорированные стилизованным орнаментом из майолики, и резные керамические рельефы по сюжетам  произведений великого узбекского поэта, делают незабываемой станцию «Навои». Светильники из бронзы, напоминающие канделябры со свечами, воссоздают на станции «Пушкинская» дух и эстетику начала XIX века. А пассажиры станции «Космонавтлар» окунаются в мир истории освоения околоземного пространства, разглядывая художественные  панно-иллюминаторы космических кораблей.

К оформлению метрополитена были привлечены самые лучшие художники и дизайнеры республики. В декоре станций использовались только местные отделочные материалы – светло-серый и розовый мраморы с месторождений Газгана и Нураты, прекрасные граниты и диориты различных цветов и оттенков из недр Кураминских и Чаткальских гор. Так же широко применялись традиционная поливная керамика и изразцы, цветная майолика и художественное стекло.

Стоит добавить, что ташкентская подземка оснащена уникальной системой кондиционирования воздуха, которая летом надежно защитит от палящего зноя и согреет зимой.

Высокую надежность метрополитена подтверждает и то, что со дня пуска, город пережил ни одно землетрясение, однако, удары стихии  на эксплуатационных качествах метро никак не отразились. Все это и делает его абсолютно уникальным – единственным в Средней Азии и одним из лучших в мире.

.