Андижанские тюбетейки. Традиции и особенности.

Андижанские тюбетейки. Традиции и особенности. Тюбетейка, как обязательная часть узбекского костюма на протяжении уже многих веков хранит свою гипнотическую природу и потаенную силу традиций.
Вообще, тюбетейка (тюрк. «тюбе» - навершие) является национальным головным убором не только узбеков и других народов Средней  Азии, без преувеличения можно сказать, что эта незамысловатая шапочка – неотъемлемый и разнообразный атрибут всего мусульманского Востока.

Конечно, мусульмане не всегда в качестве головного убора используют именно тюбетейку, но в некоторых случаях она просто необходима, например, на похоронах и поминках, молитве в мечети и отправления намаза дома, в дни священных праздников (Курбан-байрам и Ураза-хайит) и др.

В одном только Узбекистане существует великое множество тюбетеек различающихся по форме, цвету, предназначению и географии распространения. Все они подразделяются на несколько групп: Ташкентская, Ферганская, Бухарская, Самаркандская, Кашкадарьинско - Сурхандарьинская, Хорезмско-Каракалпакская, а также несколько типов: мужская и женская, тюбетейка для детей и младенцев, тюбетейка для стариков.

Одними из самых популярных, являются тюбетейки, произведенные в Андижане – «Чуст-дуппи», имеющие пышный верх и высокую посадку.  Обычно «дуппи» носят пожилые мужчины, и по их необычной форме легко отличить приезжего андижанца даже в самой плотной толпе.

Ее классические черно-белый цвета, как день и ночь, как череда светлых и темных моментов нашего пути – абсолютная гармония жизни. Четыре угла тюбетейки направлены в четыре стороны света, а каждая из граней содержит необычный символ.

Кто-то говорит, что это - «бодом» (миндаль), кто-то утверждает, что видит стручек перца, а некоторые ученые и вовсе проводят параллели с эмбрионом во чреве матери. Но кто бы ни оказался прав, этот символ – мощнейший оберег от злых сил, с какой бы стороны они не угроржали.

Андижанские тюбетейки. Традиции и особенности. Низ тюбетейки украшен вышитыми арочками, по четыре с каждой стороны. Каждый фрагмент орнамента имеет свой смысл, маленькая арочка – колыбель ребенка, а точки над ней занимающийся  свет новой жизни, большая арка замыкающая рисунок – смертное ложе, озаренное последними лучами заходящего солнца, а элементы между ними – нелегкий жизненный путь.

Трактовка несколько мрачноватая, но узор в целом призван охранять семью, даровать многодетность и защитить от неурядиц и невзгод.
Традиционные орнаменты, давно трансформировались в современные и сегодня андижанские ремесленники, специализирующиеся на производстве «Чуст-дуппи» насчитывают более десятка вариаций самой популярной вышивки, которая в народе называется «гул» - цветок. Это и «пахтаабад» - хлопок, и «инжик» - капризный, и «сетара» - три струны, и «хилал» - полумесяц, и «товус» - павлин.

Говорят, что по рисунку на тюбетейке можно определить характер человека, его материальный достаток, степень религиозности, культуру, а в некоторых случаях даже профессию.

Женщины и девушки в Андижане тоже носят тюбетейки, которые вышиваются в стиле «ироки» (плотный крест или полукрест). В отличие от мужских они многоцветные, а  верх их плавно округлен. Да и орнаменты женских тюбетеек намного разнообразнее и веселей.

Еще совсем недавно (в прошлом веке) были популярны женские дуппи, с помощью «ироки» вышитые пышными кустами на белом фоне, украшенные цветами и пестрыми птичками, приносящими женское счастье, здоровье и удачу.

Однако, бываю случаи, когда и мужчины примеряют цветные «ироки». Это тюбетейки для особых событий, таких как свадьба, когда надевают «куев дуппи» (тюбетейка жениха) или Навруз – Восточный новый год, для которого припасена «Навруз гули» ( цветок Навруза) и др.

Изготовление дуппи от закройки до прессовки проходит 16 этапов, почти все они выполняются женщинами и только на последних стадиях придания тюбетейке традиционной формы, подключаются мужчины, так как прессовка очень трудоемкий процесс.

Сегодня во многих андижанских семьях еще сохранились «бабушкины» тюбетейки, возраст которых насчитывает много десятков лет. Очень часто они становятся драгоценными экспонатами краеведческих музеев, ведь ни смотря на более чем солидный возраст, изделия местных мастериц очень долго не теряют яркости вышивок и загадочного свечения шелка и бархата.

.