Красочное сюзане Ургута

У подножия Заравшанских гор, совсем недалеко от Самарканда, на высоте 1000 метров над уровнем моря расположен старинный узбекский город – Ургут. В городе немало исторических мест, интереснейших достопримечательностей и занимательных природных объектов, но самым интересным (по мнению автора) является базар. И если восточный базар, это всегда немного сказки, то базар в Ургуте можно назвать сказочной повестью. Дело в том, что основным товаром здесь являются произведения народных промыслов старинных мастеров и современных авторов. Любознательность и терпение настоящего ценителя будет сторицей вознаграждена, ведь среди огромных развалов вы непременно обнаружите настоящие шедевры ковроткачества, художественных изделий из металла или керамики, а если повезет, то вам достанется настоящая жемчужина ручной вышивки узбекистана – сюзане.

Сюзане. Самаркандский район, Ургут. Национальные узбекские сюзанеСюзане (от перс. «сюзан» - игла) – большие художественно вышитые панно, которые развешиваются на стенах – неприменный атрибут традиционного узбекского жилища. Особо крупные, декоративные сюзане создавались, как правило, к большим семейным торжествам. Особым поводом для вышивки, конечно, являлась свадьба, ведь для невесты, вышитые комплекты составляли часть приданного, обязательного для начала жизни молодоженов. При этом особое значение уделялось орнаменту изделий, которые служили оберегом для молодой четы и должны были отгонять от дома врагов, злые языки и всяческие напасти. По старинной традиции часть вышитых узоров оставлялась неоконченной, это делалось для того «чтобы в доме не кончалась свадьба, чтобы была жива дочь и чтобы радость в доме не прерывалась».

Для изготовления сюзане одному человеку потребуется полтора-два года работы и заботливые матери начинают вышивать приданное когда дочь еще находится в колыбели.

Основа любой узбекской вышивки – цвет, в каждом отдельно произведении насчитывается до пятнадцати различных оттенков, что позволяет создавать множество цветовых сочетаний, не нарушая единства общей палитры.

Орнаментальный образ любого сюзанецветущий сад, с годами несколько трансформировавшийся, преображенный фантазией вышивальщиц в жизнерадостные народные узоры.

На протяжении веков в искусстве вышивки складывались неповторимые особенности присущие тому или иному региону. Так художественная вышивка Ургута была очень зависима от модных тенденций этого ремесла в Самарканде – одного из значимых центров вышивки в Средней Азии. Но на протяжении XX века в Самарканде практически не осталось мастериц, и провинциальный Ургут стал основным носителем традиционного самаркандского стиля. Здесь до сих пор главенствуют композиции сложившиеся в регионе конца XIX века – большие фестончатые розетки, в обрамлении колец из листьев, холодные тона колористического решения и шов «басма» в технике вышивания. В кайме традиционных сюзане угадываются стилизованные изображения дракона Аждахо (древне - иранская миф.) с раскрытой пастью. Иногда ургутские мастерицы вплетают в растительный узор изображения бытовых предметов, таких как кумганы (кувшины) или чайники.

Сохраняется и цветовая гамма того времени – ярко малиновые или бордовы розетки, черные лиственные круги и только для окантовки привносят теплые желто-коричневые и темно-синие тона.

Ургутские вышивки выполняют на белой хлопчатобумажной материи, реже применяют малиновый или желтый шелк. Плотная объемная вышивка почти сплошь покрывает все изделие, а просветы белой ткани воспринимаются как тонкий графический узор на фоне цветного рисунка.

И пусть кто-то говорит, что ургутские вышивки по сравнению с самаркандскими, несколько просты и грубоваты, но когда смотришь на это чудо, созданное умелыми руками мастериц, на душе становится веселей и радостней, а это ли не повод подарить себе праздник – красочное сюзане Ургута.

.