Вышивка Шахрисабза

Один из старейших городов Средней АзииШахрисабз имеет свою богатую и неповторимую историю. Некогда подаривший миру великого Амира Темура, Шахрисабз, стараниями своего знаменитого «сына» из провинциального заштатного городка превратился в цветущий край и к XIX веку, стал центром  большого бухарского бекства с развитым ремеслом и торговлей.

Вышивка Шахрисабза, Мотивы узоров шахрисабзcкой вышивки. Искусство вышивки Шахрисабза имеет не только свою давнюю историю, но и определенную специфику. Издревле крупнейшими заказчиками вышивок здесь были бекский и эмирский дворы, поэтому крупные изделия: сюзане, нимсюзане, паляки, халаты, коврики джойнамаз, попоны для лошадей, мастерицы изготавливали на заказ, и только мелкие изделия удавалось оставить себе.

Мотивы узоров шахрисабзcкой вышивки в полной мере отражали тенденции, продиктованные эстетическими предпочтениями заказчиков, которые были очень подвержены модным течениям. Поэтому  рисунки вышивок часто перекликаются с узорами декора средневековой архитектуры, несшими в себе отражение единого орнаментального стиля исламского искусства, классическим примером которого является тонко выполненный растительный узор, богато декорированный цветочными пальметтами и розетками, красиво изогнутыми зелеными побегами, композициями, в основу которых положена спираль. Наряду с этим вышивальщицы привносили в орнамент изделия темы народных узоров и в результате получался некий синтез профессиональных орнаментальных композиций и народного видения форм.

Отличительной особенностью шахрисабских сюзане является оригинальный орнамент - цветочная композиция  со стилизованой розеткой в центре и широкая окантовка. Собственно, декоративному оформлению окантовки (бордюра) и уделялось основное внимание. Как правило, она состояла из трех полос – широкой центральной и двух дополнительных, ширина окантовки частенько была ничуть не меньше чем центральное поле сюзане.  Это очень характерно для декора ковров, которые зачастую и служили мастерицам образцом.

Народно-прикладное искусство Узбекистана: Вышивка ШахрисабзаОдним из традиционных шахрисабзcких мотивов для украшения бордюра сюзане был орнамент - чахар-чираг (четыре светильника). Свое название он получил от лампады, широко используемой в быту, форму которой и положили в основу узора. Рисунок представляет собой головку цветка (вид сверху) от которого отходят в разные стороны четыре одинаковые по размеру пальметты.

Другой популярный мотив окантовки – герат – крупная цветочная розетка, обрамленная с двух сторон ветвью с зубчатыми листьями.
В оформлении бордюра так же применяли каллиграфические пожелания или крылатые фразы, как правило, вышитые арабской вязью.

В центральном поле вместе с цветочными розетками, среди растительного декора, нередко помещали изображения бытовых предметов (кумганов), птиц, фруктов (гранат), символизирующих плодородие и процветание.

Для домашних сюзане использовалась хлопчатобумажная или шелковая материя, а также шерстяные и шелковые нитки. Основным швом для работы был канда-хаел (шов гладь вприкреп), но использовались также басма (гладь), ироки (крест или полукрест), юрма (тамбурный шов).

В шахрисабзской вышивке характерен полный зашив поля или оставление совсем незначительных участков полотна, которые как бы становятся дополнительным контуром для основного узора. Так из-за плотности вышивки изделия местных мастериц нередко сравнивали с коврами или гобеленами.

Очень часто исследователи отмечали, что оформление шахрисабзских сюзане близко по стилю работам бухарских вышивальщиц, но в этом нет ничего удивительного. Бухара долгое время была столицей ханства, оттуда шли модные течения, ей пытались подражать во всем.

Возможно, это и не очень хорошо с точки зрения сохранности традиций, но один несомненный плюс здесь все же имеется. Благодаря влиянию Бухары в шахрисабзскую вышивку пришло смелое многоцветие и  традиционные красно-бордово-зеленые композиции разбавили сочетания голубого, серого, розового и светло- желтого тонов.

Сегодня ремесло вышивки в этом славном краю снова на подъеме, благодаря инициативам президента и возросшему спросу на изделия народных промыслов, все большее количество молодежи приобщается к древнему искусству, сохраняя традиции предков и привнося свежие идеи и веяния.

.