Коканд. Мастера резного кружева.

Коканд. Мастера резного кружева. Коканд историяГорода и селения Ферганской долины издавна славились искусной обработкой дерева, и одним из признанных центров этого ремесла по праву считается Коканд. Истоки кокандского стиля резьбы берут начало из произведений мастеров XVIII-XIX веков, которые создавали знаменитые ажурные колонны соборной Джума-мечети и резное кружево деревянного декора дворца Худояр-хана.

Одним из замечательных представителей плеяды мастеров-резчиков в Коканде прошлого века является усто Кадыржан Хайдаров – достойный представитель семейной династии. Его путь к вершинам мастерства был долгим и непростым, много знаний и умений перенял он у отца, которого Бог наградил разносторонними талантами. Виртуозно владевший несколькими профессиями – слесаря, литейщика, резчика по дереву и ганчу, он с гордостью носил прозвище «Хайдар Фаранг»,– профессионал высшего класса и щедро делился опытом со своими учениками и сыном.

Триумфальное шествие мастера Кадырджана Хадарова началось с победы на первой Всероссийской московской кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где его комплекты стилизованной резной восточной мебели пользовались огромным успехом. Затем резчик работал плотником в артели, прошел всю войну, но вернувшись с фронта, снова занялся любимой резьбой.

Коканд достопримечательности, мастера резьбы по дереву, резчики по дереву КокандаВ конце пятидесятых Усто Хайдаров был принят в Союз художников Узбекистана и удостоен Государственной премии за ряд работ, среди которых рельефный профильный портрет А.С. Пушкина, приобретенный Государственным музеем искусств Узбекистана. За долгие годы плодотворной работы руками усто создано множество неповторимых шедевров, таких как парадные двери Государственного музея истории Узбекистана, и дворца Дружбы Народов в Ташкенте. Но любимым детищем мастера всегда оставались предметы быта и обихода. Орнаменты, которыми Кадырджан украшал свои столики хантахта, табуреты, шкатулки, двери, тумбочки и декоративные панно всегда отличались особой оригинальностью, мастер никогда не повторял дважды уже  вырезанной композиции и добился небывалых высот в отображении стиля паргори.

У Хайдарова было немало учеников, но не все пошли по его стопам. Сегодня дело славной династии продолжают трое его внуков: Мирзаусман, Мирзаюнус и Хасанжон, ставшие замечательными специалистами кокандской школы резьбы по дереву.

На территории дворца Худояр-хана в Коканде открыт музей, посвященный жизни и творчеству великого мастера.
Но жизнь не стоит на месте, все меняется, меняются и художественные ремесла, как зеркало, отражая те или иные изменения в обществе. Сегодня этот вид народного искусства наполнен новым содержанием и уже новые мастера работают на благодатной вспаханной почве.

Усто Абдугани Абдуллаев, по праву может считаться мастером новой формации знаменитой кокандской школы резчиков по дереву. Его замечательные работы известны как в Республике, так и далеко за ее пределами. Он виртуозно владеет разнообразными способами резьбы, включая сложный процесс создания объемных архитектурных композиций - мукарнаскори, который используют для внутреннего декора помещений, а также прием глубокой резьбы с использованием многопланового рельефа.

резчики по дереву Коканда, Узбекистан.кокандская школа резчиковМастерство резчика в полной мере проявилось за годы провозглашения независимости Республикой Узбекистан, когда по инициативе президента стали возрождать некогда незаслуженно забытые ремесла. Его талант нашел применение в таких грандиозных архитектурных проектах, как: Площадь памяти и почестей (Ташкент), Музей Бурханиддина Маргинани (Маргилан), Музей памяти жертв репрессий (Ташкент), мемориально-архитектурный комплекс Имама Мухаммада ибн Исмаила Аль-Бухари и многих других сооружениях.

Очевидный творческий дар и трудовые заслуги усто не остались незамеченными, указом президента ему присуждено почетное звание «Народный мастер Узбекистана». Но официальное звание лишь подтвердило и без того известную истину, Абдугани Абдуллаев - действительно народный мастер. Из года в год растет число поклонников его таланта, о нем пишет пресса и искусствоведы, и наконец,  главный критерий – у усто невероятное количество учеников и последователей, а это значит, что кокандская школа резчиков и в дальнейшем будет славиться своими достойными сыновьями.

.