An Ode to Lagman

" Do you like Lagman? Do you like it as much as I do? ", having paraphrased the words of classic, I want to ask you, curious readers and inveterate travelers. No? And you do not even know what it is. Well, I do not dare to condemn, but my duty is to enlighten.
It is hard to describe this dish or to drive it into some kind of framework. However, I do know one thing, it's not a soup and a main course, although if that is desired, can be both this and that. What? Are you really confused?

Even an ancient legend that tells of its originality will not be able to clarify this question. It says: "Once, three weary travelers met at the crossroads of three roads. They talked, so, it became clear that everybody is extremely hungry.
“I have nothing except kazan” - the first traveler said.
“I have only a little flour and jerked beef” - sadly said the second one.

Fortunately, the third stranger admitted that he had a radish and spices, furthermore he could do something else, he could make something out of existing products, because this man was the pupil of cook. That was nothing else to do, travelers had to rely on the student. They located near a spring, and a young cook made a delicious Lagman. Namely, at that time, a Chinese dignitary was driving round this place, occasionally, was very hungry too. The flavor of the dish was so pleasing that Mister also asked to be treated with such dish. There was not limit of his delight, and in gratitude, he allowed three travelers to prepare the dish without paying any duties in his city, and even issued them a safe conduct. "
Have you noticed that the arrived dignitary was Chinese? This is no occasionally. Actually, Lagman was born in China and only after some time passed, was brought into Central Asia by settlers of Dungan and Uighur. By the way, each dish in China has its own symbols. Lagman is used to be a dish of love.
Today, there are two ways of cooking Lagman in Uzbekistan: Uzbek and Uighur. I can not say that I see a fundamental difference in preparation, but several little nuances which force to make a choice, still exists.

As you already understood, Lagman is a dish made ​​of flour, meat and vegetables. Or rather of noodles and gravy for it. Thus, Uighur Lagman is necessarily stretched noodles in a special way (chuzma Lagman) and the gravy from the meat and vegetables (kyle or vaja), which can be quite various: thick or semi-liquid.
Uzbek Lagman admits a cutting noodle (kesme), and the sauce is considered to be a liquid that makes the dish look like a soup, as it allows some liberties towards to ingredients that are not valid in the classical Uighur recipe. All this does not make the dish to be worse, but simply facilitates the choice between catering for the connoisseurs of Lagman.

Do you have a desire to try it on? Come to Tashkent or cook for yourself.
Well, if you really want to learn something, it is always better to learn from the classics. Therefore, I suggest you a recipe of Uighur cuisine. That is a very delicious dish. I am sure, that after your culinary success, the quantity of Lagman fans will increase.

To prepare the gravy (kyle or vaja):
Lamb with a dumbo - 1,2 kilogram or not a lean beef - 800 grams;
Vegetable oil - 300miligrams;
Onion - 2 heads (not small);
Carrot - 2 pieces (medium size);
Tomatoes - 2 pieces;
Tomato paste - 100grams;
Bulgarian pepper (capsicum) - 4 pieces;
Radish - 1 piece;
Garlic - 5 cloves;
Jusay - a kind of wild onion with a faint odor of garlic (can be substituted wild garlic);
Jamdo - Chinese variety of long bean;
Spices: turmeric, coriander (cilantro), black pepper, crushed sweet red pepper, crushed seeds of parsley and celery, cardamom.
And the greengrocery: Raykhon (a type of basil), dill, green onion, parsley.

Knead a dough from water, flour and salt, as for dumplings. Adding egg is not necessary, but make sure that flour is of the highest grade. Leave the dough to stay in a bowl for 30 minutes, occasionally mixing it carefully. Then the ready dough is to be shared into the balls with a diameter of 5 cm. Then roll bundles out of these balls, the size of a sausage and postpone them for 10-15 minutes, pre-oiled, in order to avoid them to stick together. After that, you should take each bundle by both hands with the ends, and begin gently to stretch on both sides, hitting at the center of the table. Retract it up to about a meter long, fold it in a half and repeat the procedure. Do so a few times until you get long and round noodles, with a diameter slightly larger than the classic spaghetti.
And do not scream that it is extremely hard and takes a long time. Because each masterpiece requires a total commitment. And yet, in case you are lucky to visit Tashkent city, ask professional cooks to show you how to prepare chuzma in Uighur café. That is the place where the real show can be. If you are unable to cope with a small piece of dough, then the real masters are managed with kilograms of it, masterfully turning, twisting and tapping it all on the table, turning the dough in thousands of threads on your eyes.
But, nevertheless, our dough is ready. Cut it and boil spaghetti-like noodles in a salted water. After that, allow it to drain.
Now it is time for preparing a gravy. Everything should be set on a high heat. Take a kettle or pan with high bumpers, warm up oil. When the oil starts boiling, safely send  chopped in small slices (1x3 cm) meat. Then sliced ​​ by half rings onion, carefully should be fried during 15 minutes, being stirred constantly. After that, lay radish, carrots, tomatoes, garlic and a little tomato paste to the pot. Vegetables should be sliced with a not arrow stripes of an average size. By the way, this way of slicing is called julienne. Yes – it is just a way of cutting, rather than the mushroom dish, as many think. Well, we will not be distracted.
Give the vegetables a little time for stewing one to seven minutes, and then add the remaining ingredients, chopped, well, you remember the way it should be. Add spices and salt. Fill it all with the broth or a boiled water, so that only to cover the contents of the pot. Leave it for boiling during 10 minutes.
Remember, that the vegetables in a real Uighur Lagman should not be too soft or overcooked, they should have an easy crunch.
Now pour over a cooked noodles and dishes, where the dish will be served with a boiling water. Lagman is a portion dish and it used to be served in kasa or deep plates.
Lay the noodles, pour sauce on its top, put the chopped greens and take it on the table.
Lagman is usually served with a soy sauce, vinegar and dressing called "laza."
To prepare laza you need 2 heads of garlic, 20 grams of ground red pepper, a few spoons of vegetable oil. Hot oil is poured into a finely chopped or ground garlic and pepper and stired. Seasoning is ready, but be ware, it is very spicy!
Lagman can be eaten with forks or spoons - depends on your desire.
Bon Appetite!

Oh, by the way, if something does not work, still come to Tashkent to try on a "standard."

.

Лагман. Как приготовить Уйгурский, Узбекский лагман

Ода лагману.
«Любите - ли вы лагман? Любите - ли вы его, как я?», перефразируя слова классика, хочется мне обратиться к вам, любопытные читатели и завзятые путешественники. Нет? И даже не знаете что это такое. Уйгурский лагман, Узбекский лагман, лагман рецепт, приготовление лагманаНу что ж, осуждать не смею, но просветить обязана.

Трудно охарактеризовать это блюдо или загнать его в какие-то рамки, точно знаю одно, что это не  суп и не второе блюдо, хотя по желанию может быть и тем и этим. Что совсем запутала?

Свет на этот вопрос не прольет и старинная легенда, повествующая о его происхождении: «Как-то встретились на развилке трех дорог, три усталых путника, встретились и разговорились, выяснилось, что все трое очень голодны.

У меня ничего нет, кроме казана Вок – сказал первый.

У меня немного муки да вяленое мясо, и только – печально произнес второй.

А третий признался, что имеет редьку и специи, но ко всему еще может приготовить что-нибудь из имеющихся продуктов, потому, что сам ученик повора. Делать нечего, пришлось довериться ученику. Расположились они возле родника, и поваренок приготовил вкуснейший лагман. В это время мимо проезжал китайский вельможа, который по-случаю тоже оказался весьма голоден. Аромат блюда был так приятен, что господин попросил и его угостить кушаньем. Восхищению его не было предела, и в знак благодарности он разрешил трем путникам беспрепятственно готовить это яство в своем городе и даже выдал охранную грамоту».

Вы заметили, что подъехавший вельможа был китайцем? И это не случайно лагман родом из Китая, а в Среднюю Азию его принесли переселенцы дунгане и уйгуры. Кстати, в Китае каждое блюдо имеет свою символику. Лагман – блюдо любви.

Сегодня в Узбекистане существует два способа приготовления лагмана узбекский и уйгурский, не могу сказать, что вижу принципиальную разницу в приготовлении, но нюансы заставляющие сделать выбор все-таки есть.

Как вы уже поняли лагман, это блюдо из муки, мяса и овощей. А точнее из лапши и подливки к ней. Так вот, уйгурский лагман, это обязательно вытянутая особым способом лапша (чузма лагман) и подливка из мяса и овощей (кайлы или важа), которая бывает густой или полужидкой.

Узбекский лагман допускает резаную лапшу (кесме), а подливка бывает жидкой, что делает его похожим на суп, также  он позволяет некоторые вольности в отношении ингредиентов, которые недопустимы в классическом уйгурском рецепте. Все это вовсе не делает блюдо хуже, а просто облегчает выбор между кухнями для ценителей лагмана.

Хотите попробовать? Приезжайте в Ташкент или приготовьте сами.

Ну, если уж учиться, то на классике, поэтому предлагаю вам рецепт уйгурской кухни. Блюдо восхитительное. Уверена, после вашего кулинарного успеха, поклонников у лагмана прибавится.
Для приготовления подливы (кайлы, важи):
Баранина с курдючным салом – 1,2кг или не постная говядина – 800 гр;
Масло растительное – 300мл;
Лук репчатый – 2 головки (не маленькие) ;
Морковь – 2 шт (средней величины) ;
Помидоры – 2 шт;
Томат-паста -100гр;
Перец болгарский (паприка) – 4шт;
Редька – 1шт;
Чеснок – 5 зубчиков;
Джусай – разновидность дикорастущего лука со слабым запахом чеснока (можно заменить черемшой) ;
Джамдо – китайская разновидность длинных стручков фасоли;
Приправы: куркума, кориандр (кинза), черный перец, толчёная сладкая паприка, толченые семена петрушки и сельдерея, кардамон.
И травки: райхон (разновидность базилика), укроп, лук зеленый, петрушка.

Замешиваем крутое тесто из воды, муки и соли, как на пельмени. Яйцо класть не обязательно, но проследите, чтобы мука была высшего сорта. Тесту даем подойти в миске в течение 30 мин, периодически его обминая. Затем готовое  тесто делим на шарики диаметром 5 см, а из них раскатываем  жгуты, величиной с сосиску и откладываем расстаиваться на 10-15 мин, предварительно смазав растительным маслом, что бы не склеивались. После берем жгутик обеими руками за концы, и начинаете плавно растягивать в обе стороны ударяя серединкой об стол. Втягиваем примерно до метра длиной, складываем вдвое и повторяем процедуру и так несколько раз, пока не получится длинная и круглая лапша, диаметром несколько большим, чем классические спагетти.

И не хнычьте, что это трудно и долго, каждый шедевр требует полной самоотдачи. И еще, если посчастливится побывать в Ташкенте, попросите, чтобы вам показали, как готовят чузму в уйгурских кафе, вот где настоящее представление. Если вы не в состоянии справиться с небольшим кусочком теста, то настоящие мастера управляются с килограммами, виртуозно вращая их, скручивая,  выстукивая об стол, на ваших глазах превращая в тысячи нитей.

Но, тем не менее, наше тесто готово, обрежьте его и отварите похожую на спагетти лапшу в подсоленой воде, дайте стечь.

Теперь займемся подливкой. Все готовим на сильном огне. Возьмем казан или сковороду с высокими бортиками разогреем растительное масло, когда масло прокалились, смело отправляем в него порезанное небольшими ломтиками (1х3см) мясо, затем нарезанный полукольцами лук, тщательно обжариваем в течение 15 минут непрерывно помешивая. Затем закладываем в котел редьку, морковь, помидоры, чеснок и немного томатной пасты. Овощи при этом нарезаны неузкой соломкой средней величины, кстати, такой способ нарезки называется жюльен. Да – да это всего лишь способ нарезки, а не грибное блюдо, как думают многие. Ну не будем отвлекаться.

Даем овощам немного протушиться - минут семь, а после добавляем оставшиеся ингредиенты, порезанные, ну вы помните как. Засыпаем специи и соль. Заливаем все бульоном или кипяченой водой, так чтобы только покрыть содержимое котла, даем прокипеть в течение 10 минут.
Помните, овощи в настоящем уйгурском лагмане не должны быть излишне мягкими или пережаренными, они должны иметь легкий хруст.
Теперь обдайте сваренную лапшу и посуду, в которой будете подавать блюдо кипятком. Лагман – блюдо порционное и подают его обычно в касах или глубоких тарелках.

Разложите лапшу, сверху залейте подливой, засыпьте рубленой зеленью и на стол.
К лагману обычно подают соевый соус, уксус и острую приправу «лаза».
Лаза – 2 головки чеснока, 20гр молотого красного перца, несколько ложек растительного масла. Раскаленное масло заливаем в мелко нашинкованный или молотый чеснок и перец, перемешиваем. Приправа готова, но будьте осторожны, она очень острая.
Едят лагман вилками или ложками – по желанию.

Приятного аппетита!

Да, кстати, если что-то не получиться, все-таки приезжайте в Ташкент, чтобы попробовать «эталон».


Шивит ош (лагман по-хорезмски) 


Налить в касу два стакана воды, положить мелко нарезанный укроп, дать 1 час постоять, выжать укроп, после чего процедить воду и замесить на ней пресное тесто. Тесто тонко раскатать, нарезать лапшу, отварить ее в соленой воде, вынуть, промыть в холодной воде и уложить в лагманную чашку. Подготовить соус. Для этого нарезать кусочками мясо, кубиками картофель, тонкими кольцами лук, кружками помидоры. Сильно (до появления дыма) нагреть в котелке жир, положить мясо, лук и тушить 10-15 минут, добавить помидоры и жарить пока не выпарится влага, затем положить картофель, соль и перец. Налить 1 л воды и варить до готовности на среднем огне. Перед подачей разложить в касы лапшу, полить ее сверху соусом. Посередине положить 1 столовую ложку кислого молока. Посыпать мелко нарезанной кинзой и черным молотым перцем.

Ингридиенты

На тесто: 1 кг муки, 500 г укропа, 1 чайная ложка соли.

На подливу: 500 г мяса, 3—4 головки лука, 2—3 помидора, 2 картофеля. Соль и специи — по вкусу, 150 г жира —на поджарку.

Для приправы: 1 стакан кислого молока, черный перец — по вкусу, 1 пучок кинзы.

.