Бабарахим Машраб

Боборахим Машраб (1657-1711) – один из классиков узбекской литературы, выдающийся лирический поэт и мыслитель, последователь суфийского течения тарикат, по непроверенным данным - дервиш суфийского ордена Накшбандиев.
Родился Боборахим Машраб в 1657 году в городе Андижане (по другим данным в Намангане) в семье бедного ремесленника. Его отец – ткач Мулла Вали-баба был образованным человеком, того же хотел и для своего сына.
Бабарахим Машраб – выдающийся поэт и оригинальный мыслительНачальное образование мальчик получил в наманганском медресе, его образованием занимался известный теолог того времени Мулла Бозор-Охунд, который и привил будущему поэту знания в различных науках, особенно религиозной философии. В этот период Боборахим хорошо усвоил арабский и персидские языки, изучил основные художественные приемы восточной поэзии. Заметив у ученика недюженные способности, но некоторую склонность к вольнодумству, Бозор-Охунд посоветовал ему учиться дальше и рекомендовал в послушание к известному суфийскому ишану Афаку-Ходже. Так в 1665 году Машраб оказался в Кашгаре.
Воспитание Машраба, как фанатично преданного мусульманина началось с того, что Афак-Ходжа определил молодого поэта на конюшню и семь долгих лет Боборахим «постигал» основы суфизма, ухаживая за лошадьми ишана. Именно в этот период юноша понимает все лицемерие и порочность (Афак-Ходжа содержал гарем из  400 наложниц) «непогрешимого» суфия, а атмосфера зависти, клеветы и доносительства распространенная среди учеников богослова, просто сводит поэта с ума.
Машраб начинает открыто выступать против политики «двойных стандартов» в учении Афака-Ходжи. Опасаясь талантливых сатирических стихов и желая избавиться от неугодного вольнодумца, который осмелился открыто высмеивать духовенство, ишан обвинил ученика в любви к одной из своих наложниц и сурово наказал поэта, выгнав его из Кашгара в 1672 году.
С этого момента начинается сорокалетний период скитаний  мятежного Машраба. Поэт прошел пешком почти все районы Центральной Азии и Ближнего Востока, побывал в Индии.
Во времена своих странствий поэт не мог не посетить Бухару - прославленный город поэтов и философов, родину  Бахауддина Накшбандиоснователя суфистского ордена, к которому Машраб чувствовал необыкновенное почтение.
Боборахим Машраб провел в дороге почти сорок лет, ученые считают, что именно в этот период и появились многие из дошедших до нас произведений поэта составляющие «Диван Машраб» - поэтический сборник жизнеописаний поэта.
Литературное наследие Машраба пропитано глубокой народностью, сочувствием к жизни человека труда, тоскою по покинутой родине и острой сатирой на власть имущих.
Гуманистические и просветительские идеи поэта, его резкая критика духовенства, сомнения в догмах ислама, привели к яростным нападкам на него представителей культа. Поэтому в 1711 году поэт был схвачен и предан суду в Балхе. Жестокий правитель Махмуд Катаган, идя на поводу у представителей церкви, приговорил поэта к казни через повешание.
Могила знаменитого поэта, находится в селение Ишкашала, что недалеко от города Ханабад в Афганистане.

.