Ходжа Ахмад Яссави

Ахмад Ясави (около 1105-1166),среднеазиатский суфийский поэт и проповедник.Для кочевников, живущих на севере Сырдарьи, купола мавзолея Ходжи Ахмада Яссави в городе Туркестан всегда служили маяком, свет которых позволял путешественникам бродить, не боясь заблудиться. Кочевники не сильно боялись заблудиться в своей родной степи, насколько бы она не была огромной, но многие, включая великих тюркских мыслителей того времени, очень были озадачены проблемой потери своей национальной сущности, в то время как арабский язык и культура арабов процветала. 

Суфий Ходжа Ахмад Яссавий очень популярен в мусульманских городах как (часто используемые прозвища вместо его собственного имени) «Хазрет Султан» или «Султан всех святых». Он стал маяком, свет которого привлек людей со всех концов степи. Сейчас мы о нем узнаем из многочисленных народных легенд и его произведения Книга мудрости (Диван-и-Хикмет), написанный в Чагатае, на тюркском языке. Он возродил в своей стране осознание уникальности и единства тюркского этноса, со своей культурой и богатой историей, так же он принес в степь более мягкую и более терпимую версию Ислама, которая по сей день преобладает в Центральной Азии. Поэтому здесь нет религиозных войн и так называемых "охоты на ведьм" Согласно суфизму, за которую выступал Ахмед, сказано, что шариат является начальной школой духовности, и что истинная мудрость могла быть достигнута только через долгие годы обучения, только через обучение люди стремились найти истину. 

Ахмед считал, что было бы нежелательно жить на свете дольше, чем пророк Мухаммед. Поэтому, когда он достиг 63 лет, он добровольно приговорил себя к жизни в чилляхоне (келья, находящаяся примерно в 3 метрах от поверхности земли). Его келья (килват-подземелье) стала местом паломничества, еще при жизни приходили толпы людей посетить святого старца, надеясь на мудрые советы, на достижения счастья в этой жизни, а мира и покоя в загробной жизни. После смерти Ахмада был построен небольшой храм рядом с его килватом, который стоял в течение двух тысяч лет, пока Тамерлан не упорядочил строительство знаменитого мавзолея, который до сих пор стоит на том же месте. 

Существует много легенд о жизни самого Ахмада Яссави и про строительство его мавзолея в целом. По одному из них уже на начальном этапе строительства начались серьезные проблемы. Во-первых, была очень плохая погода, волы взбушевались и разрушили каркас, что хуже уж и не могло ничего произойти. Тамерлан очень расстроился, и однажды ему приснился сон, в котором к нему пришел старец и сказал, что было не хорошо строить мавзолей в честь Ахмеда, не заплатив дань своему учителю – святому Аристан-Бабу. Так недалеко от Отрарра Тамерлан начал строить мавзолей Аристан-Бабу, и с тех пор проблем со строительством не возникало. Паломникам по-прежнему следует сначала посетить мавзолей Аристан-Баба, и только потом воздать должное Ходже Ахмеду Яссави

К сожалению, мавзолей Ахмеда Яссави не завершенный, это видно по порталу и по внутреннему двору. Даются разные варианты по этому поводу. По официальной версии, строительные работы Тамерлана завершаются после его смерти, который был движущей силой всех масштабных строений в своей империи. Некоторые считают, что строительные объекты замедлили свою работу еще до его смерти, а позже полностью остановились, в связи с переездом многих мастеров и рабочих в Самарканд для строительства главной мечети. Но также есть другая версия - романтичная по поводу того что почему мавзолей не достроили. 

Наиболее известная из них про Шолпан-самой старшей и самой любимой жене Тамерлана. Она, как полагают, была главным руководителем строительства мавзолея. Утверждают, что архитектор ''строительства века'' был влюблен в нее (безнадежно и безответно). Мудрая женщина вскоре осознала, что происходит и, понимая его ухаживания (и безнадежность) и что в целом это может отрицательно отразится на строительстве здания, она решила направить мысли и желания поклонника в правильное русло. Таким образом, она устроила небольшой спектакль, взяла два яйца, один покрашенный в черный цвет, а другой раскрашенный золотыми узорами, затем спросила у архитектора, какой он выберет. Он выбрал золотое, и Шолпан попросила его разбить яйца и попробовать их. Она повторила сделать то, о чем сказала еще раз. Архитектор ответил, что вкус у яиц одинаковый. Шолпан объяснила, что женщины так же отличаются друг от друга внешним видом и одеждой, но сущность у них остается одна. Иначе говоря, она этим самым дала ему понять, что на свете много других женщин, кроме нее, и он не должен страдать от неразделенной любви. Однако ее хитрость привела к тому, что архитектор исчез на следующий день, оставив ее в раздумьях и недоумении, а строение без главного архитектора, и они больше никогда не смогли найти другого архитектора. 

Архитектор убежал, а Тамерлан умер… Проходят века, сменяются эпохи, цивилизации… Но мавзолей по-прежнему стоит на южной границе Великой степи, а люди до сих пор помнят Великого Ахмеда Яссави, который стал священным человеком при жизни и легендой после своей смерти.

.