Кусам Ибн Аббас

Мавзолей Кусам-Ибн-Аббас - Великие люди Средней АзииКусам ибн Аббаса ибн Абдулмуталиба ибн Хашима аль Курайшийю аль Хашимийюдвоюродный брат и ближайший соратник пророка Мухаммада, один из первых проповедников ислама в Средней Азии.

Имя этого славного воителя за веру овеяно легендами, но как гласят летописи, этот человек абсолютно реален. По достоверным сведениям он больше всех был похож на Пророка, более того был последним человеком, который видел Мухаммада на земле. В этом нет ничего мистического, Кусам Ибн Аббас, вместе с сородичами и последователями совершал ритуал погребения своего великого родственника, долго не мог отойти от могилы и покинул место захоронения последним.

В свое время Кусам Ибн Аббас, как двоюродный брат Пророка Мухаммада был хакимом в Мекке, потом его во главе небольшого арабского войска отправили в Самарканд, нести его жителям ислам и основы шариата. Сражаясь за святую веру, Кусам и погиб.

Сведения о его смерти очень разнятся, по одним данным он пришел в Самарканд и там умер (был убит «неверными»), по другим, его жизненный путь закончился в Мерве.

Из существующих летописных источников стало известно, что во время похода на Самарканд Кусам Ибн Аббас выдержал до семидесяти сражений с местным населением, которое ни за что не хотело расставаться с верой отцов и дедов. Однако жестоко подавив бунты и устроив многочисленные показательные казни, брат пророка, все-таки, обратил «неверных» в ислам.

Однако в 676-677гг. (56 году хиджры) кочевники, бывшие язычниками, в очередной раз напали на Самарканд. Было время отправления молитвы и мусульманское войско, не прервавшее намаза, «неверные» перебили без боя. В этой бойне погиб и брат пророка.

Жители Мавераннахра не сразу приняли новую веру, на протяжении веков зороастризм оставался хоть и тайной, но обязательной религией многих семей.
Как все было на самом деле не знает никто, но с тех пор гибель Кусам Ибн Аббаса обросла множеством легенд.

Мавзолей Кусам-Ибн-Аббас - Великие люди Средней АзииПо одной из версий во время битвы, под миссионером, якобы, разверзлась земля, и он счастливо избежал гибели, укрывшись в недрах. По - другой, получив многочисленные раны, он с трудом добрался до колодца Шаабан, где и скрылся, продолжая жить до наших дней.

Но существует еще одна, самая интересная сказка, которая и объясняет название погребального комплеса, построенного на месте гибели борца за веру.

По легенде, язычники, действительно, напали на молящихся мусульман и обезглавили их предводителя, тогда тот встал, взял голову под мышку и направился к провалу в земле, прыгнув туда на глазах у изумленных врагов, он словно растворился в пустоте. Эмир Самарканда, вознамерившись найти тело Кусама, приказал обвязать добровольца веревкой и спустить вниз. Однако, веревка оказалась короткой, и мероприятие провалилось. На следующий день, со всего царства были собраны все имеющиеся веревки и разведчика снова послали вниз.

На этот раз экспедиция достигла дна и глазам оторопевшего поисковика открылась странная картина. На дне глубокой расщелины расстилалась уютная зеленая лужайка, на которой сидели люди и о чем-то беседовали, кушали и отдыхали. Когда спустившийся спросил их о Кусаме Ибн Аббасе, ему ответили, что тот должен сейчас подойти. Вскоре подошел Кусам и стал просить человека остаться с ними, но спустившийся ссылаясь на оставленную наверху семью наотрез отказался, тогда Кусам Ибн Аббас попросил его никому не рассказывать об увиденном, с тем и отпустил.

Поднятый наверх разведчик долго пытался выполнить просьбу, но, не выдержав под пытками, все рассказал. Страшен был гнев Всевышнего - ослушник ослеп, с тех пор все его потомки до седьмого колена рождались слепыми.

В середине XI века Кусам Ибн Аббас был канонизирован и причислен к лику святых, на месте его предполагаемой гибели возвели погребальный комплекс, получивший название «Шахи-Зинда» («живой царь»), с тех пор этот мемориал является местом паломничества мусульман Средней Азии. Троекратное посещение святыни, приравнивается к одному хаджу в Мекку и Медину.

.