Ущелье Сармыш. Ожившая тайна

Между городами Навои и Нурата недалеко от перевала Кара-Карга, на юго-восточной окраине пустыни Кызыл-Кум высится горный кряж Каратау, один из отрогов Нуратинских гор. Горы не высоки, но бывалых путешественников и «охотников» за чудесами привлекает сюда не это…

ущелье сармыш, сармыш, ущелье сармыш узбекистан, сармыш ущелье, ущелье сармыш фотоВ лучах встающего солнца сверкают конусы вершин дремлющих вулканов, их окружают каменные террасы, словно вырубленные рукой неизвестного зодчего, а между ними нагромождение арок, гротов, скал из рассыпавшегося сланца. Архитектурная феерия.

И только при ближайшем рассмотрении начинаешь понимать, что это не дело рук человеческих, а затейливая фантазия самой природы. 

Никакой растительности вокруг, только колючий кустарник да карликовые деревья по берегам горного сая, несущего свои воды по дну ущелья. Звенящая тишина, кристальная чистота воздуха и обжигающий холод родниковой воды напоминают о временах, когда в этих местах появились зачатки цивилизации.

Но обо всем по-порядку.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия из этой местности поползли слухи, что в ущелье Сармыш разбился неопознанный летающий объект. Группа ташкентских уфологов организовывает экспедицию к месту предполагаемого падения. Конечно, никакого НЛО здесь не нашли, но экспедиция не была безрезультатной, ученые обнаружили огромные галереи древнего наскального рисунка. 

Сама по-себе наскальная живопись не такая уж большая редкость, но такого количества рисунков выполненных последовательно в разные времена и эпохи нет нигде в мире. 

Первые изображения появились здесь еще во времена неолита, последние датируются средними веками. Наскальная галерея охватывает территорию почти в два километра и включает в себя около четырех тысяч наскальных рисунков – петроглифов (от греч. petros - камень и glyphe - резьба, вырезывание), каждый из которых абсолютно уникален.

По мнению ученых, люди пришли в ущелье на рубеже неолита и эпохи бронзы. Вода, множество пещер для зимовки и обилие дичи, подтолкнули кочевые племена к оседлой жизни. Начинает развиваться земледелие, обрабатываются металлы. С зарождением культуры возникает желание отображать происходящие события. Первобытные культы постепенно уступают место религиозным мировоззрениям. 

Многочисленные петроглифы разнообразны сюжетно и по технике исполнения. Так, например, некоторые выполнены растертой на жиру охрой, другие выбиты на поверхности хрупкого сланца, вероятно, уже с применением металлических инструментов.

Самые древние рисунки датируются девятым веком до нашей эры, являются самыми примитивными и изображают древних охотников в окружении потенциальной добычи или защищающимися от нападения хищников. Позднее, с развитием цивилизации, сюжетный ряд становится значительно интереснее. Появляются рисунки ритуальных и бытовых сцен, изображаются домашние животные: коровы, лошади, верблюды, овцы, собаки. 

Множество петроглифов изображают фигуры, в происхождении и назначении которых ученые не разобрались до сих пор, поэтому их условно отнесли к религиозному или культовому использованию.

Более «молодые» скифские петроглифы изображают правителей и вооруженных воинов. 

петроглифы -наскальная живопись,наскальные рисунки, экскурсия на петроглифы, сармыш петроглифы, ущелье сармыш узбекистан

Самые поздние петроглифы датируются восемнадцатым веком прошлого тысячелетия. 

Но особенно интересными и привлекательными для любителей непознанного, конечно являются стоящие особняком наскальные рисунки, изображающие так называемых космических пришельцев. Образы человекоподобных существ, с двумя головами и в скафандрах, запечатленные на гладком сланце до сих пор тревожат пытливые умы любителе уфологии, которые полагают, что древние люди просто запечатлели визит инопланетян. Тем более, что время от времени и сегодня находятся «очевидцы» из местных, видевшие полеты неизвестных объектов над пустыней Кызыл-Кум и урочищем Сармыш.

Но как бы ни хотелось верить в чудеса и «зеленых человечков», ученые самым прозаическим образом трактуют данные петроглифы. Например «космический пришелец» с двумя головами и в скафандре, среди прочих особенностей имеет и, весьма подчеркнутые половые признаки. Это как утверждают историки, характерно для изображения, правителей, вождей, жрецов, так называемых глав рода. И в этом случае гипертрофированный фаллос – признак власти, а вторая голова в скафандре, ни что иное как, венец или царская корона. Как говориться: «не судите художника, рисует как умеет». Тем более что на одном из петроглифов «двухголовый» изображен рядом с подругой совершенно человеческого вида. Вывод: царь с царицей на прогулке.

Таковы выводы ученых, но нас-то с вами никто не разубедит, что инопланетяне могли прилетать, и стать главою рода могли, и править какое-то время могли. Представьте, как здорово ощущать себя немного, ну совсем капельку, инопланетным пришельцем, или хотя-бы их родственником! 

Конечно все это только версии, каждая из которых имеет право на существование, а вот факты – вещь упрямая. Ущелье Сармыш действительно место необычное, полное пугающих загадок и занесенное в мировой реестр аномальных зон. Правда этому есть вполне научное объяснение -многочисленные залежи редких руд, подземные источники, сложный горный рельеф и, совершенно особенный микроклимат. И все же самым привлекательным в этом месте является его девственная чистота и нетронутость, предстающая перед нашим взором, практически такой же, как была на заре зарождения цивилизации.

.