Семь пиров Суфизма

Благословенная Бухара – колыбель многих талантливых ученых, мыслителей, поэтов. Здесь жили и творили: Абу Хафс Кабир, Наршахи, Ибн Сина, Рудаки, Фирдоуси и многие, многие другие. Однако стоит задуматься, кем бы были все эти люди без веры, путеводной звездой освещавшей их жизненный путь, их искания, их творчество.

Не многие знают, что Бухара, по праву носит звание «благородного, священного города исламской религии» – одного из центров становления суфизма в Узбекистане.

Суфизм – в самом начале ( VIII- IXвв.), это мистико-аскетическое и философское течение в исламе, основная цель которого - познание Бога,  чему собственно и обучали адептов - суфиев их наставники.

Сам термин "суфизм" произошел от арабского "суфи", что означает "носящий шерстяную одежду" и подразумевал братство мусульманских мистиков, которые следовали определенным духовным традициям и носили особый вид шерстяных одеяний – власяницы, как символ духовного подвижничества.

"Чистый" – еще одно значение корня «суфи». Оно, как нельзя правильно, соответствует сути духовного учения и облику лучших, из его последователей. Подлинные  суфии, действительно чисты от религиозного догматизма и фанатизма, свободны от вероисповедных, кастовых или национальных предрассудков. Именно непреодолимое стремление к этической чистоте и безупречности, присущее суфиям, привело к закреплению за ними и еще одного названия — "Рыцарей Чистоты" (араб. «Сахаба-и-Сафа»).

Сами суфии, очень часто называют себя "ахлалхакика", что означает - "люди подлинного бытия", на протяжении всей истории из века в век несут они миру, не только свое учение, но и свое искусство, которое отражается их восприятие жизни, восприятие прекрасного. Именно суфийская символика, мотивы и образы составляют значительную часть восточного фольклора, литературы и поэзии.

Не будет преувеличением сказать, что почти вся ирано-персидская классическая литература, получившая признание во всем мире, — это популярное пособие по основам суфизма, почти в той же мере, что и произведение художественного творчества. В историю литературы навсегда вошли имена поэтов-суфиев: Хафиза, Санаи, Руми, Низами, Джами, Саади, Омар Хайям.

Одним из основоположников суфизма считается аль-Хасан аль-Басри – замечательный психолог, теоретик направления о «сердцах и помыслах». Его ученики и последователи проповедовали каноны бескорыстной, всеобъемлющей любви к Богу (махабба, хубб), стремлению сблизиться с Ним, тоски по Нему. Собственно это и стало отличительной чертой и особенностью суфийской идеологии, привнеся отчетливый мистический налет.

В IX в. была полностью разработана теоретическая и практическая база суфизма, стали появляться школы суфиев, наиболее популярными из которых, явились: багдадская, басрийская и хорасанская. Средние века принесли огромную популярность суфийскому образу жизни, его мировоззрению и традициям.

В Хорасане XI–XII вв. образовался, а затем и широко распространился по всему мусульманскому миру институт подготовки суфиев: «учитель» (ишан, пир, шейх) – «ученик» (мюрид).

Для любого суфия путь обучения делится на 4 ступени: исполнение законов Ислама - шариат, послушание - тарикат, путь к познанию Бога – марифат и полное постижение истины - хакикат. Желающих вступить на путь суфизма, нарекают мюридами ( «жаждущий»), или же саликами, мутассавифами, ахлидилами. Они пройдут свой путь к совершенству и познанию истины под руководством духовных учителей, которых издревле называют шейхами, пирами, муршидами, ходжами и др., в свою очередь получившими разрешение на обучение вновь обращенных от своих духовных наставников.

Таким образом, к концу XII в. полностью сложился, так называемый, метод «силсила», основанный на непрерывной цепи духовного преемствования, и суфизм превратился в важнейший элемент религиозной жизни исламского общества.

В период монгольского завоевания Средней Азии старая и неповоротливая государственная машина была не в состоянии противостоять захватчикам.

Официальные представители духовенства – улямы и факихи, были настолько ослаблены, что ислам, как государственная религия, стал быстро терять свои позиции.
Именно в это смутное время суфизм начинает занимать главенствующее положение и благодаря своему всевозрастающему влиянию, получившему грандиозный, массовый характер, Суфии встают во главе открытого сопротивления завоевателям.

Монголы вынуждены считаться с новой духовной силой в стране, и по предложению кубравийских шейхов, во второй половине XIII в., Бухара начинает процесс вовлечения монгольских правителей в ислам.

Год от года власть суфиев в стране все более усиливалась, они стали занимать высокие духовные и государственные посты, и в этом нет ничего удивительного, ведь суфизм не выступал как ересь или оппозиция исламским догмам, а действовал строго в рамках сунны и шариата.

В XIV-XV вв на территории Средней Азии существовало великое множество суфистских орденов, направлений и течений. Однако со временем, появилась влиятельная сила, сумевшая собрать во едино суфистские общины Мавераннахра.

«Хаджаган» ( перс. «хаджа» – «господин»)- название самостоятельного мистического течения в исламе, зародившегося в Бухаре и объединившего большинство суфийских общин.

Основателем направления и его духовным отцом стал уроженец пригорода Бухары - Абд аль-Халику аль-Гиждувани. А в последствие, это учение практически полностью воспринял и реорганизовал основатель ордена «Накшбандия» - Бахауддин Накшбанд.

Очень скоро, суфийское братство «Хаджаган Накшбанди» завоевало главенствующие позиции и его постулаты стали основным духовным руководством в жизни общества.

Его ряды сплотили огромное количество последователей, большинство из которых были людьми неординарными и оставили яркий след в истории государства.

Обители суфиев… Как много их раскинулось на просторах Узбекистана, и  как мало мы знаем об их обитателях, их трудном пути, их праведной жизни.

Пролетают столетия, правители сменяют друг друга, рушатся империи. Кажется, только в учебниках истории сохраняются скупые строчки о благородных мужах, тех, кто ставил целью своей жизнью не личные блага, а служение высшей истине.

Поэтому, хочется отдать должное духовным отцам и наставникам, претворявшим идеи ордена в жизнь. Это знаменитые «семь пиров Хаджаган – Накшбанди», которые родились в округе Бухары, здесь же прожили свою славную жизнь и были похоронены на любимой родине. Их могилы, возведенные в ранг «святынь» почитаемы потомками до сих пор и сегодня являются местами паломничества для сотен тысяч правоверных мусульман со всего мира.


Бахауддин Накшбанд

Баха ад-дин Мухаммад аль-Бухари, Бахауддин Накшбанд (1318-1389)- известен также как Шахи Накшбанди и Ходжаи Бузур, один из духовных отцов суфизма, считается основателем суфийского ордена Накшбандия. Родился Бахауддин в 1318 году в селении Касри-Хиндуван, что близ Бухары, отцом будущего суфийского духовника был ремесленник. К сожалению, биографические данные на этом почти исчерпываются, …

Али Рамитани. Святой Хаджа Азизон

Хаджа Али Рамитани (1195-1321гг.) –один из самых известных духовных наставников суфийского тариката «Хаджаган», прозванный в народе – «Азизон»(«Почтенный шейх»). Знаменитый суфий родился в 20 км от Бухары в довольно большом городке Рамитан в 1195 году, почти всю жизнь прожил в селении Кургон, где в свое время в совершенстве овладел ремеслом ткача. Али Рамитани был духовным …

Махмуд Анжир Фагнави

Махмуд Анжир Фагнави (умер в 1317г.) – известнейший суфий своего времени, признанный авторитет Мавераннахра. Точная дата рождения Махмуда Анжир Фагнави неизвестна, мы знаем только, что произошло это в селении Фагнави, что находится практически посередине между Бухарой и Гиждуваном, в 20 км от Бухары. По свидетельствам очевидцев, Фагнави был немного выше среднего роста, с открытым …

Мухаммад Ариф ар-Ривгарий

Хаджа Ариф ар - Ривгарий, прозванный святым Хаджой Ариф Мохи тобоном –один из самых известных и почитаемых суфиев Средней Азии. Он родился прим. в 1156 г в местечке Хаджа Ариф Ривгар, что в 38 км от Бухары. И хоть вклад знаменитого суфия в дело служения истине огромен, человек он был скромный и не публичный, а потому сведений о его жизни осталось крайне мало. Известные ныне факты о его …

Мухаммад Бабаи Симаси

Хаджа Мухаммад Бабаи Симаси (1259-1354 гг.) - знаменитый суфий - мистик, ярый приверженец школы «Хаджаган», пятый в духовной цепочке святых пиров Бухары. Муххамад Бабаи Симаси родился в 1259г в деревне Симас, принадлежавшей довольно крупному селению Рамитан, что в 15 км от Бухары. Главным вкладом Хаджи Мухаммад Бабаи Симаси в развитие суфийской школы «Хаджаган» и по ныне считается …

Сайид Амир Кулал

Ходжа Сайид Амир Кулал Бухари прозванный Калоном («Великий») – ученый-богослов ханафитского толка, суфийский муршид, пир, духовный наставник Бахауддина Накшбанди. Сайид Амир Кулал родился в 1287 г. в местечке Сухар, что в 11 км от Бухары, в семье потомственных гончаров. До 15 лет молодой человек занимался народной борьбой – «кураш» и достиг на этом поприще значительных …

Аль-Гиждувани

Хаджа Абд аль-Халик Абд аль-Джамиль Гиждувани (1103-1179г) – видный представитель суфизма, основатель суфийского ордена «Хаджаган», один из семи пиров священной Бухары. Родился в местечке Гиждуван, что в 52 км от Бухары. Родители мальчика были выходцами из Византии (Рума), волей судьбы осевшие в Мавераннахре. Отец - имам Абдужалил Хаджи, потомственный священнослужитель, считался …

.