Бахауддин Накшбанд

Бахауддин, Накшбанд, Тарикат Накшбандия. накшбандийа. Бахауддин Накшбанд - один из духовных отцов суфизма, считается основателем суфийского ордена Накшбандия Баха ад-дин Мухаммад аль-Бухари, Бахауддин Накшбанд (1318-1389)- известен также как Шахи Накшбанди и Ходжаи Бузур, один из духовных отцов суфизма, считается основателем суфийского ордена Накшбандия.

Родился Бахауддин в 1318 году в селении Касри-Хиндуван, что близ Бухары, отцом будущего суфийского духовника был ремесленник.

К сожалению, биографические данные на этом почти исчерпываются, так как он запрещал своим ученикам записывать его деяния и проповеди. Большинство летописей были созданы уже после его смерти и утеряли многие факты и события.

Однако известно, что интерес к суфизму Бахауддин перенял от своего деда. Первым духовным учителем мальчика был Мухаммад Бабайи Симаси, который впоследствии отправил его для продолжения обучения к шейху Сайид Амир Кулалу. Шейх, в свою очередь, видя серьезность устремлений молодого Бахауддина, ввел его в суфийский орден дервишей Ходжаган.

Уже сформировавшись, как духовный учитель, Накшбанди призывал в своих проповедях к простоте и непритязательности, но отвергал аскетизм и уединение. Был сторонником мирской жизни, которая лучше всего формирует человеческую личность, выступая против показной набожности и театрализованной обрядовости, сорокадневных постов, громкого зикра (отправления молитвы) и бродяжничества.

Постигая суфийскую мудрость, Бахауддин не принял образа жизни дервишей и не стал бродяжничать и просить подаяние, напротив он полностью погрузился в реальную жизнь. Он замечательно ткал шелковую ткань «камха», был великолепным резчиком по металлу, за что и получил свое прозвище – Накшбанд, что собственно и означает «резчик по металлу». Следуя его примеру, последователи Накшбанди прекратили бродяжничать и стали зарабатывать на жизнь ремеслом.
Согласно легенде, Накшбанди, должен был встретить своего духовного учителя в ордене дервишей.

Так и произошло. Однажды, Бахауддин знакомится с дервишем по имени Халил. Проникшись его умом и мудростью, он становится учеником Халила, а через 6 лет его учитель принимает сан правителя Заречья. Оставшись при дворе султана Халила, Бахауддин получил право пользоваться огромной дворцовой библиотекой и сголовой погрузился в рукописи мусульманских богословов.

Однако, Накшбанди претила роскошь и очень скоро он покинул дворец и переселился в деревню Риватун недалеко от Бухары. Прожив там какое-то время, богослов стал собираться в паломничество к святым местам – Мекку и Медину. Путешествие оказалось долгим, и домой в Бухару, Накшбанди вернулся лишь спустя 3 года.

Из хаджа (паломничество к святым местам) Бахауддин вернулся полностью укрепленным в своей вере, отныне его идеалами стали абсолютная духовная чистота, отрешение от роскоши и стяжательства. Богослов стал активно проповедовать, и согласно его учению, истинный суфий просто обязан был следовать сунне и всем правилам шариата. Являясь духовным последователем пира Гиждувани, Накшбанди развил и усовершенствовал учение ордена Ходжаган и вскоре сформировал 11 правил молитвенной медитации и выработал особую методику дыхания.

Поначалу к учению Накшбанди проявляли интерес лишь горожане, но очень быстро его авторитет распространился и на племена кочевников, которые разнесли идеи стинного ислама по всей территории Средней Азии. Очень скоро, учение завоевало популярность в Османской Турции, мусульманском Поволжьи и даже в Индии. Своеобразным гербом последователей ордена стало изображение сердца, с начертанным в середине именем Аллаха.

Год от года авторитет ордена рос, укреплялись связи со светскими властями, возрастала политическая активность братства, и очень скоро, мнение шейха накшбандиев стало очень значимым даже для правителей могущественных Азиатских государств.

На протяжении всей своей жизни Бахауддин Накшбанди каждым своим поступком подтверждал правильность выбранного им пути, приумножая роль религии в жизни общества и творя благие дела именем Аллаха.

Благодаря высокой святости и благочестию знаменитого богослова, Бухару нарекли «Куполом Ислама на Востоке», а его самого причислили к лику святых и признали покровителем этого благословенного города, в котором прошла вся его жизнь.

С 1544 года на месте упокоения Бахауддина Накшбанда высится величественный мавзолей. С тех давних пор и по наши дни не иссякает поток желающих прикоснуться к мемориалу, ведь по преданию, троекратное посещение святого упокоения приравнивается к «хаджу» в Мекку и Медину.

.