Сайид Амир Кулал

Ходжа Сайид Амир Кулал Бухари прозванный Калоном Великий») – ученый-богослов ханафитского толка, суфийский муршид, пир, духовный наставник Бахауддина Накшбанди.

Сайид Амир Кулал родился в 1287 г. в местечке Сухар, что в 11 км от Бухары, в семье потомственных гончаров.

До 15 лет молодой человек занимался народной борьбой – «кураш» и достиг на этом поприще значительных успехов, понаблюдать за его поединками приезжали люди из окрестных деревень и даже издалека.

В те времена было совсем не редкостью, что многие из будущих суфистских духовных наставников занимались ремеслами или навыками, которые были популярны в обществе и среди людей. Делалось это для того, чтобы быть ближе к народу, а ремесло свое использовать как средство призыва, и с его помощью вести людей за собой.

Рассказывают, что именно на одном из поединков произошло знакомство 15 летнего Сайид Амира с его будущим духовным наставником Шейхом Мухаммадом Бабаи Саммаси, который в тот день, повинуясь божественному провидению пришел на борцовский майдан. В ответ на недовольство сопровождавших его мюридов (послушников), он во всеуслышание заявил: «На этом поприще есть муж, чьей благодатью многие правоверные обретут истинный путь».

Согласно легенде, во время выступления Амир Кулола его взгляд встретился со взглядом Шейха, за доли секунды произошел безмолвный диалог, после которого Мухаммад Бабаи Саммаси поднялся и ни слова не говоря ушел.

Однако уже на следующий день Амир Кулал был у него и испросил разрешения стать послушником.

После этого он 20 лет провел в услужении своему Шейху, два раза в неделю преодолевая расстояние в 25 км между Саммасом и Сухаром, дабы сопровождать любимого учителя. С тех пор он оставил борьбу и больше никогда не выступал на публике.

Один из современников так описывал Амир Кулала: «Был он высокого роста, а в плечах широк. Густые нахмуренные брови, почти скрывали проницательный взгляд карих глаз. Кожа его была смугла, а лицо обрамляла иссиня черная с проседью борода.

В обхождении он был скромен и мягок, в разговоре, далек от возражений и упрямства. Благодаря занятиям борьбой в молодости, телосложение имел крупное, вообще был физически развит. А что касается духовности, то не было человека усомнившегося бы в его праведности, ведь вел он себя как просвещенный вобравший все лучшее, что содержит в себе шариат, тарикат и марифат.»

Прошло время, Сайид Амир достиг определенного совершенства и был посвящен, а вскоре стал четвертым заместителем Шейха Мухаммад Бабаи Саммаси. Именно в этот момент, Шейх и доверил ему дальнейшее воспитание своего «духовного сына», на которого возлагал огромные надежды - Бахауддина Накшбанда, ставшего в последствии основателем одного из самых популярных суфистских орденов – «Хаджаган Накшбандиа».

За время своей просветительской деятельности Амир Кулал подготовил более сотни духовных последователей, среди которых имена знаменитых Шейхов: Хаджа Бахауддина Нақшбанда, Мавлана Ариф Диггираний, Хаджа Жамола Деҳаи, Хаджа Дарзуний, Шамсуддина Кулала, Мавлоно Жамолиддина Кеший.

Существуют летописные свидетельства, что Шейх Сайид Амир Кулал был первым пиром великого императора Амира Темура, с которым они имели встречу в 1363 г.
Амир Кулал воспитал четырех сыновей: Сайид Амир Бурхана, Сайид Амир Хамзу, Сайид Амир Шоҳа, Сайид Амир Умара, которые в свое время также стали известными суфиями и продолжили традиции братства «Хаджаган».

Имея огромное число последователей, Амир Кулал часто проводил время в наставлениях и проповедях. Согласно одному из преданий, Шейх особенно пристально следил за недопущением совершения своими учениками мелких проступков, приводя в пример слова Пророка Мухаммада о том, что мелкие грехи, ежедневно совершаемые людьми, постепенно превращаются в грехи большие, а потом приводят в ад.

Сайид Амир Кулал прожил около 90 лет и умер 28 ноября 1370 г. Его ученики и последователи с почестями похоронили учителя у него на родине, где он прожил всю свою жизнь.

Сегодня, это захоронение - красивый мемориальный комплекс, который состоит из мавзолея, минарета, пятничной мечети, колодца и огромного сада. Комплекс реставрирован и является местом паломничества мусульман ближнего и дальнего зарубежья.

.