Искусство золотой Бухары — Золотое шитье

Эпитет «золотая», наверное, самый распространенный в отношении Бухары. Правда здесь нет месторождений этого благородного металла, и жители не настолько богаты, так откуда взялось это красивое сравнение?

Золотое шитье – мастерство, которым древний город гордится с незапамятных времен, именно оно принесло Бухаре заслуженную славу. Конечно, золотошвейные центры были и в Самарканде и в Герате, но только здесь это ремесло обрело грандиозный  размах и получило статус официального придворного искусства. И не удивительно, ведь город с шестнадцатого века является столицей древнего узбекского государства.

Крупнейшая мастерская золотого шитья располагалась прямо в резиденции эмира бухарского, на территории знаменитого Арка. Работали в ней исключительно мужчины, женщины к ремеслу не допускались.

По одной из легенд это произошло потому, что золотые нити потускнели при виде женской красоты, и дабы не переводить дорогостоящие материалы, решили привлечь мужчин. По другой версии, мужчины золотошвеями были издревле, начиная с пророков ДавидаХазрати Ижриса и Юсуфа, которые впоследствии и стали покровителями этого ремесла.

Так или иначе, но работали в ханской мастерской только мужчины. Сидя прямо на полу на ватной подстилке, растянув изделие в деревянных пяльцах, в виде прямоугольной рамки они вышивали замечательные по красоте халатычалвар (штаны)сапожкичалмыукрашения на гриву лошадей и др.
Жены мастеров оставались дома, помогая мужьям выполнять часть заказов или изготавливая небольшие изделия – тюбетейкинакидки на чайникинаволочкижилетки «нимча» и небольшие предметы женской одежды.

Золотошвейные изделия изготавливали из местного или привозного материала. Обычно это были бархата или шелка разных расцветок. Сама вышивка выполнялась металлическими нитями – калебатун, представлявшими из себя очень тонкую полоску металла или серебра накрученную на шелковую нить. В ряде случаев металлическая нить покрывалась тонким слоем позолоты. Кроме стилизованных нитей применяли цветной крученый шелк, аппликации из бархата, рельефные цветочные розетки, выполненные из золотых нитей и изображавшие ювелирные украшения, нашитые блестки.

Золотое шитье, в зависимости от технических приемов подразделялось на несколько видов: «зардузи-заминдузи» – сплошная вышивка поля золотом, «зардузи-гульдузи» – зашив ткани точечными узорами, в основном цветочного плана. Кроме этого мастера применяли «зардузи-гульдузи-заминдузи» – сочетавшими в себе комбинированную технику, «зардузи-беришимдузи«, узор, где основной мотив выполняется шелком, чередуясь с золотым шитьем и «зардузи-пулякчадузи«, когда золотое шитье сочетается с нашитыми блестками.

Орнаменты золотой вышивки чрезвычайно богаты и разнообразны, и включают в себя как растительные, так и геометрические мотивы, некоторые узоры воспроизводят  и зооморфные темы, что следует из их названий: «чашми булбул» — глаз соловья или «забони гунджешак» — язычок воробья и т.д. Некоторые рисунки имели космогонические корни: «кубба» — купол, «ситора» — звезда, «нишон» — круг. Большой популярностью пользовались калиграфические арабские надписи, размещенные по кайме отдельных произведений.

В советский период мастера золотого шитья были объединены в артели и женщины никогда ранее не занимавшиеся этим ремеслом стали осваивать основы золотошвейного искусстваСегодня золотое шитье —  полностью прерогатива слабого пола. Женщины подхватили и с честью продолжают некогда совершенно мужскую профессию. В настоящее время в Бухаре есть несколько мастерских, в которых трудятся вышивальщицы — продолжательницы династий, уже имеющие собственные школы. Новое поколение мастеров привносит свои особенности, так в орнаментах вышивки появились никогда ранее не использовавшиеся силуэты людей и животных, сюжеты празднеств и торжеств, изображения известных архитектурных памятников.

В настоящее время работы бухарских мастеров украшают экспозиции музеев Узбекистана, а так же выставляются за рубежом. Россия, Германия, Франция, Индия, Индонезия, Ши-Ланка и Китай – счастливые обладатели замечательных коллекций бухарского золотого шитья, которые украшают национальные музеи и частные коллекции.