Во все времена и во всех странах люди издревле любили себя украшать, а чем можно лучше себя украсить, если не одеждой. Однако одежда кроме эстетических функций должна отвечать климатическим условиям и родоплеменным традициям. Основным фактором, повлиявшим на национальную одежду узбеков, конечно, был ислам. Поэтому предметы туалета были широкими, длинными, цельнокроенными, призванными свободно ниспадать и полностью прикрывать человеческое тело. Традиционная одежда узбеков продолжала сохранять черты архаичности вплоть до 20 века. Мужские, женские и даже детские вещи отличалась единообразием, и практически были одинаковыми по форме и крою.
Национальный мужской узбекский костюм состоял из верхнего и нижнего халата, подвязанного платком или платками, широкой рубахи — куйлак, штанов – иштон, сапог, выделанных из тонкой кожи и головного убора – тюбетейки.
Халаты – чапаны, шились из полосатой материи, имели вертикальные разрезы на боках, для удобства движения и сидения на полу. Пуговиц и карманов не предусматривалось, соединялись полы халата короткими завязочками в области груди или подвязывались платком в запах. Чапаны были летними из тонкой ткани или зимними, теплыми, выстеганными ватой.
Повседневная мужская рубаха – куйлак (глухая), распространенная по всей территории страны, или яхтак (распашная), имевшая место только в Ферганской долине и Ташкентской области. Обе эти рубахи шились из домотканых хлопчатобумажных тканей, единственным украшением на изделии была отстрочка ворота тесьмой – джияк.
Мужские штаны – иштон, тоже не грешили излишествами. Они были широкими, свободного кроя и только к низу штанины зауживались. Пуговиц, гульфика и карманов не предусматривалось, штаны удерживались на теле посредством подвязанного платка.
Бильбог – поясной платок, обычный атрибут мужской одежды и единственное яркое пятно в повседневном комплекте. Его складывали углом, заворачивали и повязывали вокруг талии. Платок выполнял функции пояса, карманов и даже пуговиц, соединяя полы халата.
Тюбетейка — дуппи – заключительный атрибут мужского ансамбля. Эта шапочка, скорее дань традициям ислама, чем защита от непогоды. Практически по всему Узбекистану популярны чустские тюбетейки, пришедшие из Ферганской долины. Они очень просты и изысканны. На темном фоне четырехгранной шапочки вышит белый узор (бодом, калампир) напоминающий стручок перца или миндаль, а по нижней кромке пущен орнамент из 16-ти разновеликих арочек. Считалось, что ношение дуппи предохраняет от злых сил, сглаза и еще многих напастей. Кстати, в некоторых областях Узбекистана (Хорезм), в качестве головного убора вместо тюбетеек, предпочитают шапки-папахи, сделанные из овчины.
Национальная одежда представительниц прекрасной половины человечества состояла из платья – куйлак и шаровар – лозим. Платья шились прямыми, примерно по щиколотку длиной, иногда расширяющимися к низу. Рукава одежды по правилам тоже были длинными, скрывающими кисти рук. И только к концу XIX века фасон кроя был несколько модернизирован, появилась отрезная кокетка на груди, стоячий воротничек и манжеты. Было разрешено более смелое использование цвета в пошиве женской одежды, которая тут же засияла яркими шелками и знаменитыми хан-атласами.
Традиционным дополнением костюма были широкие легкие женские штаны – шаровары, которые одевались под платье, их низ, выглядывающий из-под подола, нередко оторачивался цветной тесьмой – джияком.
Верхней одеждой для женщин, так же как и для мужчин служил халат – мурсак. Халат делали длинным и свободным, как тунику. На лето он был легким, а для зимы стеганным на вате. К XIX веку в гардеробе у женщин наметилось пополнение – камзол, который называли камзур, в это же время входит в обиход и женская жилетка – нимча.
После «раскрепощения женщин Востока» в двадцатые годы прошлого века и отмены паранджи, узбечки в качестве головного убора стали использовать платок. Иногда их надевали по два на голову. Один сворачивался и завязывался как повязка на лоб, а второй накидывался сверху. К двадцатому веку в широкий обиход женщин также вошла тюбитейка-дуппи, правда для женского гардероба она делалась меньшего размера и цветной, да и орнаменты были более разнообразными.
Праздничные одежды женщин и мужчин также не отличались многообразием кроя. Но в отличие от повседневной, торжественная одежда шилась из дорогих материалов – бархата, парчи, делалась богатая вышивка.
По традиции женский наряд дополнялся украшениями, которые не возбранялись исламом и использовались в полной мере. Золотые и серебряные серьги, подвески, браслеты и кольца, выполненные а виде туморов – оберегов или несшие традиционный восточный узор, все было сделано для того, чтобы подчеркнуть семейное положение и статус женщины.