В эпосе народов Средней Азии металл и изделия из металла издавна служили оберегами от злых сил и многие узбекистанцы до сих пор чтут связанные с этим традиции. Например, во многих областях страны, уснувший в поле работник, всегда положит под голову рабочую часть мотыги. А рожениц и новорожденных до сорока дней, охраняет нож, спрятанный родственниками под их подушку.
Искусство изготовления ножей – небольшая, но очень своеобразная отрасль художественной обработки металлов. Сувенирные ножи делаются с остроконечным лезвием, которое имеет собственный футляр — «кинбок», нередко украшенный металлическими накладками, аппликацией или вышивкой.
Название им – «гулдор пичок», что обозначает нарядный или украшенный нож. Формы и декор изделий весьма разнообразны, все зависит от того к какой школе принадлежит мастер. Это могут быть ножи с широким, узким, прямым или изогнутым лезвием и богато декорированной рукояткой, которую делают цельной или наборной, из дерева или кости, инкрустированной или раскрашенной лаковой эмалью.
Сегодня признанными центрами по художественному изготовлению ножей являются — Чуст в Ферганской долине и Хива в Хорезме.
Вторым по популярности изделием из металла является кувшин, ведь их научились делать так давно, что ремесло обработки металла по древности может соперничать только с гончарным.
Сквозь эпохи и века пронесли узбекские мастера — кондакоры секреты изготовления литых и кованых сосудов, способы нанесения сложных орнаментов и построения узоров. Сегодня узбекская чеканка представляет различные приемы гравировки. Это глубокая чеканка – «кондакори», менее глубокая и чистая – «чизма», существует так же прорезная чеканка – «шабака».
Наибольшую мировую известность завоевали бухарская и хивинская школы мастеров-чеканщиков.