С незапамятных времен Узбекистан славился производством ковров, благо исходного материала – шерсти верблюдов и овец всегда было предостаточно. Ковры отличались длиной ворса («джульхирсы», «гиламы» и «паласы»), орнаментом и цветовой гаммой.
Темой для орнамента восточных ковров, обычно являются пейзажи так называемого «райского сада». По утверждениям ученых, основой всему послужил рисунок знаменитого ковра Сасанидского царя Хосрова (V- IVв). Сотканый по его приказу шедевр изображал любимый увеселительный сад правителя.
Отсюда и пошли центральные медальоны ковров, изображающие основную клумбу в середине царского сада, повторяющийся орнамент по кромке, это парковые дорожки, а небольшие цветочные розетки по углам ковра — цветники в каждом углу сада.
Однако каждая из школ ковроткачества привносила в изделия местный колорит.
Так знаменитые Бухарские ковры ткут только в красно-коричневой гамме, а роль центрального рисунка – «клумбы», выполняют расположенные рядом восьмиугольники, по кромке просматриваются изображения звезд.
Ковры Самарканда обычно сине- желтых тонов, в центральном поле, не один, а три медальона, по бордюру идет греческий орнамент – «меандр».
В Узбекистане очень распространено изготовление безворсовых ковров – паласов, которые ткутся полосатыми из хлопка и кенафа, это и знаменитые «араби», и «гажари», и «терма».
Снедавнего времени в Республике возрождаются традиции шелкового ковроткачества. На производство таких изделий идут только натуральные шелковые нити и ткутся они вручную на вертикальных или горизонтальных станках. Ковры получаются необыкновенно мягкими и очень прочными, высота ворса в них не превышает 2 мм.