В Узбекистане эпические поэмы и рассказы передаются через эпические жанры, которые называются Дастанами. Дастан это средство передачи рассказов, повестей, од, приключений и включает в себя как прозу, так и поэзию в сопровождении музыки. Наиболее популярными являются древние дастаны, основанные на многовековых традициях, часто пересказываемые самими исполнителями дастанов. Через них передаются все переживания народа и национальные традиции, и обычаи — героическая борьба за Родину и свободу, спасение товарищей из племени или любимого человека, месть за оскорбление или наказание за воровство, и всегда народная борьба за честь и достоинство своего народа и своей страны. Содержания дастанов всегда очень красочно описаны и разнообразны, в котором отражаются политические, экономические, социальные, правовые и эстетические взгляды страны. Дастаны могут быть старыми или новыми, добрые или злые, смешные или серьезные, общего характера или личного характера – в общем, в дастанах отражаются труды и хлопоты повседневной жизни. Как таковые, дастаны распределяются на героические, исторические и романтические и формируются и повторяются в процессе бесконечного взаимодействия.
Исполнителей дастанов называют – бахши, дастанчи, шайрам или жырау, они имеют важное влияние на создание дастанов. Слово бахши имеет несколько значений; колдун, шаман, целитель (или целительница), которые пением волшебных песен и игрой на дойре (ударный инструмент, похожий на бубен) изгоняют злых духов и исцеляют от болезней. Исполнителей дастанов в разных районах называют по-разному, например в Хорезме их называют дастанчи или бахши, в Кашкадарье и в Сурхандарье их называют юзбашчи или шаир, бахши или или жырау в Каракалпакстане, в соседней Киргизской области название которой Тадычем их называют соки или созанда. Наиболее распространенное название певцов шаир (бард) и бахши (исполнитель). Бахши- желанные гости на свадьбах, на семейных праздниках, в городах и поселках, в селах и кишлаках. Однако с начала 20-х веков интерес к дастанам в городах постепенно начал понижаться. И поэтому неудивительно, что дастаны наиболее популярны в сельских районах и в степи среди дехканов (фермеров), и чабанов (пастухов).
По своему эпическому строению дастаны требуют очень больших музыкальных поэтических рассказов, талант и умение импровизировать. Таким образом, бахши и шаиры следуя по теме дастана и по исполнительскому стилю различных регионов, таких как Самарканд, Сурхандарья и Кашкадарья, Хорезм и Республика Каракалпакстан. Так в Самарканде исполнительский стиль более склонен к разговорному, тогда как в Сурхандарьинской, Кашкадарьинской области и в Республике Каракалпакстан дастаны исполняются с использованием специального гортанного пения, который сопровождается музыкальными инструментами как домбра и кобуз (двухструнный инструмент), которые как дутар бахши, являются одними из ведущих инструментов в исполнении дастана. Исполнительский стиль бахши меняется в зависимости от содержания материала: прозу исполняют в обычном разговорном тоне, но поэзию исполняют глубоком гортанном стиле, временами изменяя его, то на более сильный, то на более спокойный. Основной тип поэтического исполнения – это терма, где каждая строка – тон –которая называется нагма или нола, соответствуют каждой стиху в поэме. Они обычно бывают простого и короткого тона. На концертах обычно звучат мелодии в исполнении бахши, или народные песни или произведения самих бахши.
Концерты дастанов в Хорезме отличаются своим огромным богатством, который очаровывает зрителей своей музыкальной виртуозностью — пение сопровождается инструментальным ансамблем. Каждый хорезмский дастан содержит в себе 15-36 мелодий и стихов, постоянно украшенных новыми мелодиями, ритмами и формами. В то же время они изменяются в зависимости от их цели, будь то танцы или пение.
Музыка является составной частью дастана, мелодии, которые были созданы на протяжении многих веков, и передается из уст в уста, из поколения в поколение.
Они представляют собой духовное наследие народа, сокровищницу гармонии, ритма и художественного выражения узбекской популярной музыки.
Исполнители дастанов используют мелодии народных песен, свадеб, колыбельных песен, а также и похоронных песен. Иногда они создают свою мелодию, которая называется “бахши куй”, что в переводе означает “мелодия бахши”. Жанр дастан позволяет импровизировать и его сочетание с основной темой выбранной песни создает термо-жанр. Каждый дастан начинается с инструментального вступления, после которого певец обращается к публике и спрашивает у нее: «Кайси достондан айтайин…» («Который дастан нам петь …»). После этого следует само выступление. Тексты дастанов, как поэзия, так и проза исполняются ритмично.
Музыкальные и поэтические дастаны полны огромной выразительности и эмоциональности. Отчасти это из-за гортанного метода пения.
Горловое пение отличается своей монотонностью, и она сопровождается игрой музыкальных инструментов (домбры и кобуза). Инструментальные переходы между каждым стихотворением основаны на начальной теме.
Музыкальная школа Хорезма отличается большим разнообразием состава учащихся, она объединяет всех исполнителей с Хорезма и с различных районов Каракалпакстана (Мангыт, Кунград) и с Ташаузской области Туркменистана. Эти бахши дают как сольные , так и групповые концерты. Хотя в других районах бахши выступают сольно и сами играют для себя на музыкальных инструментах, в Хорезме бахши выступают в сопровождении ансамбля. Очевидно, что это и влияет на их пение, ритм и мелодию. Хорезмская школа состоит из двух ведущих групп: северной, или так называемой школы Ирони, и южной – или по-другому школа Ширвани, но при исполнении дастанов эти школы отличаются лишь своим репертуаром и составом инструментального ансамбля. Стиль исполнения каждого бахши изменяется в зависимости от опыта исполнения дастанов, а также от художественного стиля и способности бахши искусно обладать своим инструментом, то есть каждая песня отпускается или повышается на тон ниже или выше в зависимости от перехода от одной песни к другой.
Хотя в прошлом женщины-бахши исполняли свои дастаны только для женской аудитории, в настоящее время они так же популярны как мужчины — бахши.
Их представления наполнены нежностью и лирическими стихами дастана, а также романтическими дастанами, такими как «Тахир и Зухра», занимающие место в их репертуаре. Узбекские популярные эпосы свидетельствуют о высоком уровне народного творчества, который подарил популярных бахши и дастанчи, творцов и хранителей национальной эпической культуры. В настоящее время узбекские барды и музыканты очень популярны, доказательством чего является то, что их по-прежнему приглашают на семейные торжества и свадьбы.
Хотя дастаны продолжают исполнять в традиционном стиле, они так же исполняются в больших концертных залах, например группа «Дастан» при оркестре филармонии в Ташкенте. Есть также международные и национальные фестивали для бахши и шаиров, которые ежегодно проводятся в Узбекистане. С 1999 года проводится конкурс в городе Термез среди бахши, акынов и шаиров, где узбекские артисты конкурируют с артистами из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
Дастаны возродили ряд музыкальных драм и опер, таких, как «Тахир и Зухра», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Влюбленный странник и Шахсенем», «Равшан и Зульхумор». Они украшают отличный творческий талант узбекского народа, став частью музыкального и художественного наследия