Ташкентская школа резьбы по дереву.

С давних времен Ташкент славился своими мастерами-резчиками, но художественная школа как таковая сформировалась только к середине XIX, началу XX века. Именно в это время наряду с оформлением  архитектурных сооружений большое распространение получает так называемая бытовая резьба. Это связано с объективными причинами. После завоевания Туркестана царской Россией Ташкент получил статус столицы края и среди его горожан значительно возрос процент русского населения.

Идя на поводу у спроса, мастера начинают изготавливать мебель европейского образца, обильно украшенную национальными резными узорами. Резные шкафы, буфеты, столы, кресла, прочно входят в обиход ташкентцев, пользуются огромной популярностью стилизованные «восточные» многогранные столики с тонким арабесковым орнаментом. Мелкую резьбу применяют для оформления нетрадиционных изделий – аптечек, шкатулок, разнообразных чемоданчиков, портсигаров и др.

Сырьем для изделий служат почти все виды деревьев произраставших в Средней Азиичинара, карагач, тал, арча, орех, урюк, джида и др.

Для ташкентской школы резчиков с XIX века были присущи два вида обработки орнамента: фоновое, при котором плоско-рельефный узор оттеняется путем выборки фона и трехгранно-выямчатый бесфоновый способ с врезным узором.

Фоновая резьба была куда более сложной и выполнялась только профессионалами, для украшения высокохудожественных вещей: футляров для чалм, лаухов, книжных переплетов, высоких многогранных столиков. Для этих изделий отбирались исключительно твердые породы деревье: орех, карагач, чинара и др.

Резьба выполнялась следующим образом. На заготовку наносился узор, а потом прямо по размеченному рисунку стамесками разной кривизны и вырезался орнамент. Для нанесения рисунка на заготовку накладывали шаблон и прорисовывали его с помощью припороха (ахты) или с помощью циркуля (паргор) и линейки на обрабатываемой поверхности рисовали геометрические фигуры, а затем соединяли их в сложный узор. Этот способ получил название «паргори» и широко использовался ташкентскими мастерами наряду с традиционными «багдади» и «ислими».

Вплоть до 80-х годов прошлого века, функциональное назначение резного дерева резко шло на убыль, не приветствовались народные поделки, резьба практически ушла из производства мебели, но Ташкентская школа продолжала развиваться, находя свое выражение в декоре монументальной архитектуры.

Резьба этого периода представлена замечательными работами таких ташкентских мастеров как С. ХоджаевШ. ГулямовО. ФайзуллаевХ. Касымов, МКасымов, Х. КасымовЭ. НуралиевШ.АгзамовН. Ибрагимов. Несмотря на безусловную оригинальность и самобытность, в их творениях просматривается общая тенденция, присущая именно ташкентской школе: орнаментальные узоры вырезаются на двух- трех уровнях(сложная техника), фон отличается средней углубленностью, для большей выразительности применяется подцветка поверхности орнамента и покрытие его лаком.

Традиции старых мастеров сохраняют в своем творчестве и современные резчики. Примером служит О. Файзуллаев, на протяжении 50-и лет преподающий в Ташкентском художественном колледже и вырастивший уже не одно поколение талантливейших учеников.

М. Ибрагимова, единственная женщина в Узбекистане, которая в августе 2008 была удостоена почетного звания «Народный мастер Республики Узбекистан».

И целая плеяда молодых мастеров Х. Адылов, А. А. Аширов, Абдурахманов, З. Исамухамедов, Б. Ганиев, Ж. Гаипов, удостоенных различных наград и званий.

Но важнее всех почестей и знаков отличия – труды мастеров, которые останутся на века, гордостью для наших потомков, такие как резные работы на площади памяти и почестей (Ташкент)оформление Музея жертвам репрессий (Ташкент)декор и убранство здания Олий Меджлиса (Ташкент)мечеть Имама Хазрати (Хастимом)детали интерьера Государственного музея истории Узбекистана (Ташкент) и еще многое другое.